Структура и история комплекса
Пещерные храмы и монастыри Аджанты вытянулись на 550 м по ущелью, полукругом охватывающим поворот реки Вагхора (Waghur). Комплекс сохранился лишь частично, и в настоящее время содержит 30 пещер. К каждой пещере от реки вели ступени, высеченные в скале, но после обвала берега уцелели только две лестницы. Уже в наше время подходы к пещерам были соединены дорогой, проложенной по уступу скалы вдоль берега.

Вид на комплекс со смотровой площадки
|
|

Вид на комплекс от пещеры #5
|
Пещеры Аджанты подразделяются на два основных типа:
- Чайтья – молельный зал (продолговатый в плане, с двумя рядами столбов, с апсидой в торце);
- Вихара – общежитие буддийских монахов (квадратный в плане зал, окруженный с трех сторон кельями или святилищами со статуями Будды, имеет при входе портик-террасу).

Фасад пещеры-чайтьи #19
|
|

Фасад пещеры-вихары #2
|

Интерьер пещеры-чайтьи #19
|
|

Святилище в пещере-вихаре #2
|

Дочери демона Мара, соблазняющие Будду (рельеф в пещере-чайтье #26)
|
|

Четыре оленя с одной головой (рельеф капители, пещера-вихара #1)
|
Пещеры высекались в скалах не по единому плану, с перерывами во времени, в течение нескольких столетий – в основном в два этапа:
- Первый этап строительства – II–I века до н. э. (буддизм тхеравады);
- Второй этап строительства – V век н. э. («золотой век» индийской культуры при Гуптах, буддизм махаяны).
С угасанием буддизма в Индии монастырское поселение в Аджанте пришло в упадок.
Около тысячи лет пещеры находились в забвении и стали известны европейцами только в XIX веке. 28 апреля 1819 года английский офицер Джон Смит (John K Smith), охотившийся в окрестностях Вагхоры, встретил мальчика-пастушка с козьим стадом, который позвал с собой сахиба, чтобы «показать ему что-то интересное». Мальчик привел охотника к пещерам. На стене пещеры #10 сохранился автограф Смита с датой.

Фасад пещеры #19. Гравюра 1876 года
|
|

Интерьер пещеры #19. Гравюра 1844 года
|
Наибольшую известность Аджанте принесли многочисленные росписи, нанесенные на стены, потолки и колонны в пещерах. Однако достоянием науки, а также предметом заботы и охраны живопись Аджанты сделалась далеко не сразу, хотя она была в плохом состоянии: из-за обвалов берега реки дождевая вода проникала в пещеры, и грунт с живописным слоем обваливался. Росписи были повреждены летучими мышами, дикими голубями и пчелами. Вредили живописи также костры, разводимые бродячими отшельниками и нищенствующими сектами.
Начиная с 1920 года Археологическое управление Индии (Archaeological Survey of India) стало предпринимать меры для сохранения живописи Аджанты.
В 1983 году комплекс получил статус Объект всемирного наследия ЮНЕСКО (#242).