Милан
Milano
Еще на этапе подготовки путешествия, Милан неприятно удивил нас самыми высокими ценами за гостиницы, непропорциональными «интересности» города в нашей шкале ценностей. Поэтому от идеи заночевать в деловой столице Италии мы отказались и заехали ненадолго – лишь осмотреть знаменитый собор.
Миланский собор (Duomo) является вторым по вместимости готическим собором мира (после Севильского собора), вторым по вместимости собором в Италии (после собора Святого Петра в Риме) и единственным мраморным готическим собором Европы.
Строительные работы начались в 1386 г. под покровительством миланского герцога Джан Галеаццо Висконти (Gian Galeazzo Visconti), до смерти которого в 1402 г. успели возвести почти половину грандиозного сооружения. После смерти герцога работы надолго застопорились, строительные планы менялись вместе с чехардой главных архитекторов. Собор всегда был в центре внимания горожан, некоторые архитектурные детали успел зарисовать и работавший в Милане Леонардо да Винчи.
| |
На дворе уже XVIII век – а Миланский собор еще далек от завершения (гравюра Marc'Antonio Dal Re из серии «Виды Милана», около 1745 г.). Привычная для Италии еще со времен древнего Рима техника: откровенное разделение кирпичной силовой основы и парадной облицовки. В отличие от французской готики, здесь недостроенное сооружение смотрится совсем непрезентабельно.
|
| |
Оформление фасада закончено лишь в начале XIX в. по распоряжению Наполеона, а некоторые детали доделывались и позже, вплоть до 1965 г. И до сих пор, кажется, все время что-то реставрируют.
|
| |
Собор может вместить до 40 000 человек. Общая длина храма составляет 157 м, наибольшая ширина (длина поперечного нефа) – 92 м. Главный неф собора поднимается на высоту 45 м.
|
| |
Интерьер собора разделяют на пять нефов огромные пучкообразные столбы, поддерживающие своды; поверх них положены большие мраморные плиты пологой кровли. Средокрестие перекрыто восьмигранным сводом.
|
| |
Боковое окно стилизовано под готику, но линии его безжизненны – от привычной игры со стрельчатой аркой отказались, а взамен соорудили что-то механически-правильное. Скульптуры выглядят непропорционально маленькими относительно отведенных под них ниш с балдахинами.
|
| |
| |
Шпиль над средокрестием возносится на 108 м среди сплошного леса мраморных башенок. Затейливые каменные джунгли на крыше собора – самое интересное для туриста.
|
Путеводитель приврал нам, что подъем работает до 5 вечера и мы неслись в Милан на всех парах. На самом же деле, на крышу можно подняться пешком или на лифте, а лифт работает с 9:00 до 19:35. (Да, именно с такой точностью. Впрочем это лишь надпись на бумажке, наклеенной на стационарное объявление – а бумажку могут поменять уже завтра.) Несколько обескураживает очередь. Нет, не очередь на подъем, ведь ее вы ожидаете – а очередь к лифту на спуск, которая вечером не менее длинна, ведь обычная лестница-то уже закрыта.
| |
| |
Некоторые элементы ажурного декора столь тонки, что их пришлось собирать из кусков, скрепленных соединительными железными стержнями.
|
| |
| |
Собор украшают около 3000 статуй! Правда, в большинстве своем вполне заурядных, но берут количеством.
|
| |
| |
В общем, от Миланского собора осталось смешанное впечатление – проект занятный, крупнобюджетный, несомненно запоминающийся, но какой-то слегка натужный – имитирующий страсть, смысл которой уже не совсем ясен.
|