Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ

Топмачтовое бомбометание

Артемьев А.М.

Морская авиация России

М., 1996, стр. 169.


...Высокую вероятность поражения морских целей обеспечивало бомбометание с предельно малых высот, получившее название топ-мачтового. Фактически – это бомбометание с горизонтального полета на высоте 20–30 м, что соответствует верхней оконечности (топ) мачты корабля (судна).

Интерес к топ-мачтовому бомбометанию обычно связывают с успехом, которого добились американские летчики в войне на Тихом океане и на Средиземноморье. К этому методу бомбометания американцы пришли не сразу, а лишь после длительной отработки на полигонах тактики, всесторонней оценки его возможностей и определения области применения. Первым из летчиков ВВС США этот метод бомбометания в феврале-марте 1942 г. успешно применил Уильям Линд, потопивший в юго-западной части Тихого океана два японских корабля.

Однако, отдавая должное мужеству американских летчиков, которые широко применяли топ-мачтовое бомбометание, добились в использовании данного метода несомненных результатов и развили его, необходимо признать, что первенство в этом все же принадлежит англичанам [ ср. с немецкими данными ]. Так, еще в начале 1941 г. английские летчики наносили удары по кораблям, используя предельно малые высоты, но не называли эти удары «топ-мачтовыми». Это подтверждается и документально. В справке о беседах с представителями британской военно-воздушной миссии в Москве имеется малоизвестный случай, а точнее, практически неизвестный «Протокол №12» беседы, состоявшейся 11 июля 1941 г. На ней присутствовали: с английской стороны – вице-маршал Кольер, полковник авиации Берд; с советской стороны – контр-адмирал Долинин, капитан 1 ранга Воронцов, военинженер 1 ранга Никитенко и др.

В беседе коснулись вопроса эффективности бомбометания, и вице-маршал Кольер заметил: «...Недавно мы начали применять горизонтальное бомбометание с низких высот. Эта тактика дала положительные результаты, и я весьма рекомендовал бы вам использовать этот метод. При применении подобной тактики бомбы должны иметь взрыватели с замедлением до 10 с».

В ответ на проявленный советской стороной интерес 26 августа 1941 г. из Англии прибыл документ «Тактические приемы, применяемые бомбардировщиками королевских воздушных сил при атаках кораблей на бреющем полете». Он содержал основные положения методики топ-мачтового бомбометания: никакие прицельные устройства, имеющиеся на самолете, не применять; бомбы сбрасывать летчику; если атакуемый корабль имеет сильное вооружение, то атаки выполнять с носа на корму или наоборот; самолет держать в режиме горизонтального полета; наиболее целесообразно применять бомбы калибра 250 или 300 фунтов бронебойные с замедлением срабатывания взрывателя 11 с, но можно применять и бомбы обычного назначения.

Данные о тактике, которую применяли английские летчики, неопровержимо свидетельствовали, что они приступили к топ-мачтовому бомбометанию раньше американцев. Однако американцы к бомбометанию с малых высот подошли творчески. Англичане использовали только нисходящую ветвь воздушного участка траектории сброшенной бомбы, а американцы пошли дальше – использовали эффект многократного отражения бомбы от поверхности воды или суши (использовали они метод топ-мачтового бомбометания и при нанесении ударов по наземным объектам, имевшим вертикальную поверхность). По этой причине американцы иногда называли этот метод бомбометания «прыгающим». Бомба, сброшенная с самолета, имеющего поступательную скорость 300–500 км/ч, первые 20–30 м летит за самолетом, почти не снижаясь и незначительно отставая. Большая горизонтальная скорость бомбы в сочетании с настильностью ее траектории создает условия, при которых бомба, встретившись с водной (земной) поверхностью под острым углом, отражается от нее примерно под тем же углом и продолжает движение в воздухе или по поверхности воды (в некоторых случаях и в воде с небольшим углублением) вплоть до встречи с вертикальной преградой (бортом корабля).

В начале 1944 г. по указанию начальника авиации ВМФ метод топ-мачтового бомбометания исследовали в Летно-испытательном институте морской авиации и некоторых частях ВВС ЧФ. Подтвердилось, что топ-мачтовый метод бомбометания обеспечивает высокую вероятность поражения и меньшие потери от корабельных средств ПВО. Последнее объясняется тем, что на боевом курсе в зоне действия корабельных средств ПВО противника при топ-мачтовом бомбометании самолет находится всего 4–6 с (бомбы сбрасываются на удалении от цели 250–150 м), а при бомбометании с горизонтального полета боевой курс даже у экипажа с хорошей подготовкой занимает не менее 40–60 с.

В условиях полигона вероятность поражения целей при топ-мачтовом бомбометании достигала 0,8–0,9. В боевой обстановке она снижалась в два-три раза, но все же оставалась выше, чем при бомбометании с горизонтального полета со средних высот и даже с пикирования.

По маневренным качествам, вооружению, скоростным характеристикам и боевой нагрузке для топ-мачтового бомбометания наиболее пригодными оказались самолеты Ил-2, Р-40 «Киттихок», А-20Ж и А-20ДО. Наилучшими рикошетирующими свойствами обладали бомбы ФАБ-250 с перьевым стабилизатором и бомбы более крупного калибра. Впоследствии установили, что по транспортам водоизмещением 5000–10000 т следует применять бомбы только такого калибра или более крупные, снабжая их взрывателем АВ-87 в головном очке и АВ-1 в донном с замедлением 4–7 с.

Прежде чем приступить к боевому применению топмачтовиков, в частях ВВС флотов была проведена основательная подготовка, включавшая теоретические занятия и пять летных упражнений, в процессе которых отрабатывались: выход на цель на бреющем полете и определение на глаз высоты полета; определение момента начала открытия пушечного (пулеметного) огня; пуск реактивных снарядов для подавления огневых средств корабля; определение точки сбрасывания бомб. Бомбы рекомендовалось сбрасывать серией с интервалом 0,05 с с высоты 30–20 м на скорости 450–500 км/ч. Минно-торпедная авиация на самолетах «Бостон» начала широко применять его с весны 1944 г., но несколько позднее, чем Ил-2. Это объясняется наличием броневой защиты и довольно мощного пушечно-пулеметного вооружения. Самолеты «Бостон» не обладали защитой, подобной защите Ил-2, но дальность их полета и грузоподъемность были несравненно выше.

Самолеты-топмачтовики действовали как самостоятельно, так и во взаимодействии с торпедоносцами, причем, как правило, они обеспечивали атаку последних, подавляя огнем своих передних пулеметных установок корабельные средства ПВО и сбрасывая серии бомб на удалениях 150–250 м от цели, что приводило к неплохим результатам. Топмачтовик и торпедоносец обычно наносили удар с одного направления. Если же группа состояла из двух и более пар, то атака проводилась с различных направлений. Прицельные приспособления при топ-мачтовом бомбометании не применялись, хотя это и не исключалось. Обычно экипажи во время тренировочных полетов на полигоне запоминали, как проецируется цель на лобовом стекле летчика при точном учебном бомбометании, наносили соответствующие метки и использовали их в боевой обстановке.

В июне 1944 г. топмачтовики А-20Ж ВВС БФ [ 51-й МТАП ], используя фугасные бомбы весом 250, 500 и 1000 кг, разрушили плотину ГРЭС «Свирь-3», обеспечив возможность форсирования р. Свирь наступавшими советскими частями.

Только за три последних месяца 1944 г. топмачтовики и торпедоносцы совершили 21 совместную атаку и потопили 12 транспортов и шесть кораблей.

Эффективность бомбовых ударов топмачтовиков была предпочтительнее. 12 июля 1944 г. при ударе по немецкому крейсеру ПВО «Ниобе» в порту Котка ни один из 30 пикировщиков Пе-2 в цель не попал. При повторном ударе через четыре дня 22 Пе-2 добились попадания двух ФАБ-250 в крейсер, но это не повлекло серьезного повреждения крейсера. Задачу решили две пары топмачтовиков А-20Ж (ведущие пар подполковник И.Н. Пономаренко и капитан И.В. Тихомиров [ 51-й МТАП ]), поразившие крейсер двумя ФАБ-1000, что привело к его затоплению. А вторая пара А-20Ж уничтожила топ-мачтовым способом еще и транспорт водоизмещением 6000 т...

  К началу страницы