Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ

Орленко И.Ф.

Мы – «Таллинские»

Оглавление

От автора
1. С Тихого океана – на Балтику
2. Задание особой важности
3. Верность присяге
4. Маршрутами войны
5. Снова на Ладоге
6. Мы – «Таллинские»
7. «Пленения не будет!»
8. Через все невзгоды
9. Над Рижским заливом
10. Верные боевые друзья
11. Принимай, земля литовская!
12. Как лопнул «Ирбенский щит»
13. В огне сражений
14. Фашистские транспорты идут на дно
15. Огненный таран
16. Твои, Отечество, сыны
17. Есть сотый!
18. Все силы Родине!
19. Завершающие бои
20. Радость победы
21. О бойцах живых и о тех, кого нет с нами


От автора

Молодым советским авиаторам и тем, кто мечтает
связать свою жизнь с небом, посвящаю эту книгу.
Пусть подвиги отцов служат для них примером!
Автор.

Дорогие читатели!

|3| Отдаю на ваш суд книгу. В ней я рассказал о годах Великой Отечественной войны, в которой мне вместе с боевыми друзьями довелось участвовать и освобождать Родину от фашистских захватчиков.

Более двадцати лет я провел за штурвалом самолета. Пилотировал бомбардировщики, штурмовики, истребители, торпедоносцы. Но не о своих делах пойдет речь, а о боевой работе, о мужестве друзей-однополчан.

С гордостью вспоминаю о людях 51-го минно-торпедного Таллинского Краснознаменного, орденов Ушакова и Нахимова авиаполка Краснознаменного Балтийского флота, о боевых действиях его торпедоносцев и топмачтовиков, о жестоких боях за освобождение Таллина и всей Советской Эстонии, за что полку присвоено почетное наименование "Таллинского" и объявлено три благодарности Верховным Главнокомандующим.

Торпедоносцы и топмачтовики действовали по вражеским морским целям. Их грозное оружие – торпеды, мины, бомбы – способны были потопить любой транспорт, любой крупный боевой корабль.

По результатам боевых действий морская авиация в годы Великой Отечественной войны занимала ведущее положение среди других сил Военно-Морского Флота СССР, а по эффективности применения оружия на первое место вышла минно-торпедная авиация. Она уничтожила почти в полтора раза больше транспортов и кораблей, чем бомбардировочная и штурмовая { В.И. Ачкасов, Н.В. Павлович. Советское военно-морское искусство в Великой Отечественной войне. Стр. 319. }.

|4| Наибольших успехов в боевых действиях минно-торпедная авиация КБФ добилась в третий период Великой Отечественной войны (январь 1944 – май 1945), когда появилась возможность выйти на широкие просторы Балтики. К этому времени изменились не только обстановка на море, но и формы и способы боевого воздействия по целям.

Авиация КБФ еще в 1943 году заняла ведущее место в действиях на морских коммуникациях фашистов. Эффективность ее ударов по вражескому судоходству возросла в 1944 г. более чем в 7 раз, а в 1945 г. – в 11-12 раз. Начиная со второй половины 1944 г. вплоть до капитуляции фашистской Германии, основная тяжесть борьбы на морских сообщениях легла на минно-торпедную авиацию КБФ (1-й и 51-й полки) и штурмовую авиацию { В.И. Ачкасов, Н.В. Павлович. Советское военно-морское искусство в Великой Отечественной войне. Стр. 272-273. }. Повысилось и мастерство летного состава. При выполнении боевых заданий, экипажи морских летчиков проявляли массовый героизм и волю к победе.

Великая Отечественная война против гитлеровских полчищ явилась суровым испытанием для нашего народа. Торпедоносцы Краснознаменной Балтики выдержали его доблестно и с честью.

Память довольно полно сохранила все увиденное и пережитое. И все же, работая над воспоминаниями, я обращался к документам, хранящимся в архивах, к друзьям-однополчанам, к своим фронтовым записям.

Автор глубоко благодарен Н.И. Иванову, П.Н. Сазонову, И.Д. Тимофееву, А.С. Сирику, Н.И. Конько, Н.Ф. Филимонову, В.Е. Михайлику, В.В. Быкову, Б.И. Шкляревскому, А.С. Скрипнику, В.А. Дикареву, Е.И. Добину, В.К. Андросову, О.К. Коновалову, И.И. Михалеву, Г.В. Крючкову, Б.М. Зацу, А.Е. Никитину, В.А. Орлову, красным следопытам профтехучилища г. Лиепая и их руководителю Н.Ф. Кобецу семьям погибших героев войны М.К. Сачко, 3.Н. Носовой, О.К. Макарихиной, В.В. Тихомировой и всем, кто принимал посильное участие в создании этой книги, кто прислал свои воспоминания, фотоснимки. Выражаю также горячую признательность журналисту М.Ф. Курнаеву.


  К началу страницы