Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ

Владимир Котельников и др.

«Американцы» в России


Дуглас A-20 «Бостон»


|99| Дуглас A-20, более известный у нас под английским названием «Бостон», являлся самым распространенным в советской авиации иностранным бомбардировщиком. Их у нас было больше, чем в ВВС армии США.

Первые чертежи этой машины известный американский авиаконструктор Дж. Нортроп сделал еще в 1936 году в порядке личной инициативы. Когда в 1937 году командование Авиационного корпуса армии сформулировало требования к штурмовику-бомбардировщику следующего поколения, уже был готов эскизный проект многоцелевого самолета «модель 7А», совмещавшего функции легкого бомбардировщика, штурмовика и разведчика. Тем временем небольшую фирму Нортропа поглотила компания «Дуглас» и превратила в одно из своих отделений. Конструктор покинул его и основал новое предприятие. Проект остался у «Дуглас» и перешел к инженеру Уэйденхеймеру, который переработал его в соответствии с пожеланиями заказчиков. Новый вариант представили для рассмотрения в июле 1938 года «Модель 7В» представляла собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с двумя звездообразными моторами R-1830 и трехколесным шасси. Этот самолет конкурировал с четырьмя другими проектами: Белл 9, Мартин 167F, Стирмэн Х-100 и Норт Америкен NA-40.

Американская армия тогда так и не сделала выбора. Фирма «Дуглас» решила продолжать работу на свой страх и риск. 26 октября 1938 года первый опытный образец «модели 7В» совершил первый полет. Помощь пришла с неожиданной стороны: ознакомившись с опытной машиной, французские представители в феврале 1939 года выдали заказ на 100 самолетов. В июне, наконец, сделало свой выбор и командование Авиационного корпуса, заказав две модификации – A-20 (с турбо-наддувом моторов) и A-20А (без турбонагнетателей).

Не остался в стороне и Советский Союз. В сентябре 1939 года «Амторг» обратился к фирме с предложением продать партию самолетов DB-7 (так к этому времени именовалась машина). Обосновывая целесообразность закупки американского бомбардировщика, начальник ВВС РККА Локтионов 4 октября писал наркому Ворошилову: «...этот самолет похож на наш самолет СБ, но имеет более мощное стрелковое вооружение (шесть пулеметов) и большую скорость полета (480-507 км/час). Самолет ДВ-7 (так в оригинале. – Авт.) обладает особенно интересной для нас конструктивной особенностью – трехколесным шасси». Фирма «Дуглас» согласилась продать свои машины, но поставила условия – заказ партии не меньше десяти экземпляров и отсутствие вооружения и военного оборудования. В таком виде самолеты представляли интерес в основном для наших конструкторов и технологов. Военные же требовали добиваться продажи десяти DB-7 с вооружением. Переговоры шли вплоть до начала войны с Финляндией, когда компании США разорвали даже уже заключенные договора о технической помощи. Прекратились и контакты с фирмой «Дуглас».

Американцы об этом не жалели. Контракты сыпались дождем – уже шла большая война. «Дуглас» не могла выполнить все заказы сама и передала часть их фирме «Боинг». В сумме США, Англия и Франция к весне 1940 года заказали примерно 3000 самолетов. Во Францию поставлялись DB-7 с моторами R-1830-SC3-G или R-1830-S3C4-G в 1100 л.с. и DB-7A с более мощными R-2600-A5B по 1600 л.с. DB-7A отличался также удлиненными мотогондолами и увеличенным вертикальным оперением. Для Великобритании сначала выпускали DB-7B, похожие на DB-7A, но с удлиненной носовой частью и большей площадью остекления в кабине штурмана.

Параллельно для ВВС армии США заводы строили A-20, A-20А и A-20B. Последний представлял собой A-20А с измененным бомбоотсеком и новым «ступенчатым» остеклением носа фюзеляжа. Американские машины несли другое вооружение. Пулеметы в каждой стране ставили свои: во Франции – калибра 7,5 мм, в Англии – 7,69 мм, в США – 7,62 мм и 12,7 мм.

Французские DB-7 повоевали летом 1940 года и понесли большие потери, штурмуя немецкие танковые колонны. После поражения Франции оставшиеся в Америке DB-7, также как и другие заказы, достались англичанам. Все варианты этой машины получили в королевских ВВС название «Бостон», впоследствии оно привилось и у нас.

Когда после нападения Германии на Советский Союз правительства Великобритании и США приняли решение об оказании военной помощи, A-20 оказались среди предложенных нам типов самолетов. «Бостоны», безусловно, были лучше упорно навязывавшихся нам самолетов Локхид А-29, тихоходных и слабо вооруженных. Начальник ВВС Жигарев писал наркому торговли Микояну, в ведении которого находились все импортные поставки: «...предложенные нам американцами самолеты ДВ-7В по своим боевым качествам заслуживают внимания и могут быть приобретены». |100| Первоначально предлагалось поставить 584 A-20, затем цифра выросла до 828 машин, из них 300 – из заказов, размещенных англичанами. Ее и зафиксировали в Московском протоколе.

Отгрузка бомбардировщиков из американских портов началась во второй половине декабря 1941 года. К новому году отправили 44 машины этого типа. Лишь три самолета тогда попали в нашу страну с северными конвоями. Остальные пошли кружным путем через Ирак и Иран.

Первые бомбардировщики доставили в Шуайбу (Ирак) в начале 1942 года. Это были самолеты «Бостон» III, выпущенные для англичан. Первый «Бостон» советская военная миссия приняла в феврале. До мая успели собрать 92 машины, которые затем перегоняли в 4-ю запасную бригаду в Азербайджане. Хотя все эти самолеты обозначались как «Бостон» III, на самом деле среди них встречались и DB-7B, и подобные им A-20C. Попадались и DB-7C голландского заказа, которые не успели отправить в Нидерланды до их разгрома немцами. Часть самолетов прибыла прямо с американских заводов, а часть – из Великобритании. Среди последних было немало уже побывавших в употреблении и даже в ремонте. У нас их все обычно именовали Б-3.

Переучивание личного состава на американскую технику сразу поставили на широкую ногу. С фронта отводили полки, потерявшие в боях технику, из тыла прибывали части, оставившие за Уралом устаревшие СБ, формировались новые полки, в основном укомплектованные поспешно выпущенной из училищ молодежью.

При переучивании экипажей на новые машины имелись некоторые трудности, так как на A-20 было одно пилотское место, а специальных учебно-тренировочных вариантов заводы не выпускали. Приходилось учить летчиков «вприглядку» – обучаемый ложился в отсеке за головой инструктора и наблюдал за его действиями, потом они менялись местами. Правда, вес самолеты ранних модификаций имели второе управление, но помещалось оно не у штурмана, а у стрелка, который почти ничего не видел вперед. Использовать его было практически невозможно и, в конце концов, американцы его упразднили.

Впоследствии кое-где самостоятельно изготовляли машины со вторым управлением в кабине штурмана. Их называли УA-20 или УБ-3. Такой самолет имелся, например, в 1-м гвардейском минно-торпедном полку.

Два полка закончили переподготовку в мае 1942 года. Первым освоил заокеанские бомбардировщики 794-й бомбардировочный полк. В марте 1942 года он получил в Кировабаде 22 Б-3. Летчики сперва совершили по несколько ознакомительных полетов на В-25В, привыкая к трехколесному шасси, затем пересели на «Бостоны». В мае полк отправили на Южный фронт, под Ворошиловград, а в июне перебросили на Юго-Западный фронт. Там шли ожесточенные бои. В июле удался налет на аэродром Россошь. Неожиданно зайдя со стороны болота, бомбами и пулеметным огнем «Бостоны» уничтожили и повредили 21 самолет. Эту цифру впоследствии установили партизаны. Рейд попытались повторить, но на этот раз достичь неожиданности не удалось. Два Б-3 сбили, один, поврежденный, совершил вынужденную посадку. Немцы в ответ разбомбили аэродром полка и сожгли шесть «Бостонов». В августе в этой части осталось всего два исправных бомбардировщика.

В конце мая на разных стадиях освоения «Бостонов» находились уже II полков. К 1 июля шесть из них достигли боеготовности: 57-й, 45-й, 861-й, 860-й, 201-й и 453-й. В том же месяце ушел на фронт 745-й полк.

Некоторые полки осваивали американскую технику самостоятельно. Так, когда летом 1942 года в 561-м ближнебомбардировочном полку, базировавшемся тогда в Ломоносовке, на берегу Северной Двины, остались всего три СБ и один У-2, на барже привезли три «Бостона», которые довольно быстро пустили в дело.

|101| В июле-августе на фронте появились уже целые соединения, укомплектованные исключительно Б-3. Это были 221-я и 244-я дивизии. 221-ю собрали из частей, прибывших под Ворошиловград – 794-го, 745-го и 57-го полков. Она успешно сражалась на Юго-Западном фронте. Так, звено младшего лейтенанта Михеева уничтожило немецкую переправу через р. Оскол. 20 июля в дивизии произошел необычайный случай. Сержант Дивиченко направил горящий бомбардировщик на бензозаправщики, стоявшие на вражеском аэродроме. Но три члена экипажа из четырех остались живы: ударной волной их отбросило в овраг. Более того, они вернулись в полк. Сержант Дивиченко погиб позже, в декабре. Бои были очень ожесточенными, и за два месяца боев в полках осталось по два-три самолета.

244-я дивизию направили в 4-ю воздушную армию на Закавказский фронт в конце августа, кое-как оснастив техникой; в ней насчитывалось всего 20 Б-3. Уже в начале сентября командование ВВС начало просить Ставку вернуть соединение на доукомплектование. В итоге обе дивизии пополнили и в октябре вновь отправили воевать на юг.

Вообще именно на южных участках советско-германского фронта первоначально сосредотачивалось подавляющее большинство «Бостонов». Уже в конце июля 1942 года в 244-й дивизии к трем первоначальным полкам (861-му, 45-му и 449-му) добавился 860-й, а к зиме дивизия разрослась до пяти полков, все на Б-3. В таком составе она вступила в Сталинградскую битву. В предгорьях Кавказа воевала 132-я дивизия, имевшая три полка на «Бостонах» – 63-й, 277-й и 452-й. Затем с Пе-2 на A-20 перевооружили и еще один полк этой дивизии – 367-й.

«Бостоны» заслужили отличную репутацию у наших летчиков. Комиссар 221-й дивизии С. И. Черноусов впоследствии писал: «Эти машины обладали хорошими по тому времени летными качествами. Они могли конкурировать с немецкой техникой в скорости и маневренности». Когда Б-3 появились на советско-германском фронте, они обгоняли наши новые Пе-2. Американский бомбардировщик отличался хорошей маневренностью и большим практическим потолком. Ему легко давались глубокие виражи, он свободно летал на одном моторе. Учитывая слабую подготовку летчиков, ускоренно выпущенных из училищ в годы войны, очень важны становились пилотажные качества самолета. |102| Здесь «Бостон» был превосходен – прост и легок в управлении, послушен и устойчив на виражах. Взлет и посадка на нем выполнялись куда проще, чем на отечественном Пе-2.

Моторы работали надежно, хорошо запускались, однако при весьма интенсивной эксплуатации не вырабатывали предписанный ресурс. Приходилось срывать поставленные американцами пломбы и менять поршни, цилиндры, поршневые кольца и подшипники.

Американцы, по сравнению с советскими конструкторами, уделяли больше внимания условиям работы экипажа. Кабины A-20 были просторны, и летчик, и штурман имели хороший обзор, они располагались в удобных креслах с бронезащитой. Кабина отапливалась, что после наших промерзлых СБ и Пе-2 казалось немыслимой роскошью. НИИ спецслужб ВВС отмечал в отчете: «По субъективной оценке летного состава данная система отопления является очень хорошей». [ Ср.: пожароопасность системы отопления – опыт 51-го МТАП ]. Наших нилотов поражало обилие отличных приборов – «Бостон» имел полный набор современного навигационного оснащения.

Но первый боевой опыт показал и слабые места американского самолета. Начнем с оборонительного вооружения. Вот строки из проекта постановления ГКО, направленного на рассмотрение Сталину в сентябре 1942 года: «Опыт боевой работы 221 бад <...> показал, что существующее стрелковое вооружение этого самолета только пулеметами калибра 7,7 мм не обеспечит надежной его защиты от огня истребителей противника. Вследствие этого самолеты «Бостон-3» в боевых операциях несут большие потери». Действительно, 221-я дивизия за месяц боев потеряла 38 машин, 27 из них сбили вражеские истребители.

Началась срочная разработка проектов перевооружения «Бостона». Первые такие переделки выполнялись прямо на фронте. Вместо "Браунингов» ставили отечественные крупнокалиберные пулеметы У Б. Верхнюю установку со спаренными пулеметами, имевшую недостаточное поле обстрела, меняли на турель МВ-3 с пулеметом ШКАС или на УТК-1 с УБТ. Постановлением ГКО от 24 сентября была утверждена схема перевооружения, предложенная ОКБ завода №43: два неподвижных У Б К по бортам штурманской кабины, сверху УТК-1 с УБТ и еще один УБТ в люке на установке от Пе-2. Переделке подлежали все Б-3 (т.е. DB-7B, DB-70 и A-20C). Первые 30 самолетов требовалось перевооружить уже в сентябре 1942 года.

И действительно, в сентябре «Бостоны» с советскими пулеметами уже начали действовать на фронте. Один такой самолет в 221-й дивизии за пять вылетов сбил два немецких истребителя Bf 109. К концу 1942 года на заводе №81 перевооружили 96 «Бостонов», из них 80 DB-7B. Планом требовалось – 225, но самолеты находились на фронте и отвлекать их в тыл в период жестоких боев казалось невозможным. Тогда стали делать специальные комплекты для переоборудования бомбардировщиков в строевых частях.

Переделка увеличивала вес самолета и лобовое сопротивление, за что приходилось расплачиваться потерей 6-10 км/ч максимальной скорости, а также снижением нормальной бомбовой нагрузки до 600 кг. Зато увеличивались углы обстрела, не надо было переводить верхнюю установку из походного в боевое положение, а крупнокалиберные пулеметы резко увеличивали дистанцию открытия эффективного огня.

Переделки стрелкового вооружения «Бостонов» продолжались вплоть до поступления к нам модификации A-20G-20, которая, наконец, полностью удовлетворила всем требованиям в этом отношении.

Критиковали у нас и бомбовое вооружение Б-3. У всех ранних модификаций бомбовая нагрузка была небольшой – 780-940 кг. Однако лимитировалась она не столько тяговооруженностью самолета, сколько количеством точек подвески бомб. Рост нагрузки ограничивался также длиной разбега на взлете и возможностями шасси, слабоватого для старта с большим весом с травяной площадки.

|103| Предписанные американцами нормативы по нагрузке у нас сочли заниженными. Начали с переделки бомбодержателей прямо в полках. В 221-й дивизии старший инженер Д. И. Степанов создал свой вариант, увеличивавший возможности машины раза в полтора. Примерно одновременно с этим на заводе №43 предложили схему переделки, впоследствии ставшую широко распространенной. Первоначально на DB-7B стояли четыре внутрифюзеляжных бомбодержателя, рассчитанных на бомбы до 230 кг (на практике – до 250 кг). Но если брали бомбы меньшего калибра, то загрузка резко уменьшалась, поскольку количество бомб оставалось неизменным. А для каждой боевой задачи выгодна своя комбинация калибров. Теперь же в переднем и заднем бомбоотсеках самолета поставили по кассете КД-2-439 под четыре ФАБ-100 каждая. Одновременно смонтировали советский бомбосбрасыватель ЭСБР-ЗП и прицелы ОПБ-1 и НКПБ-4, заменившие примитивный Вимперис D-8, ставившийся на экспортные машины (для армии США бомбардировщики комплектовали высокоточным «Норденом»). Этот вариант прошел испытания в НИПАВ в августе 1942 года.

С весны 1942 года в нашу страну стали поступать также самолеты типа A-20B. Они, как и все ранние модификации для американской авиации, были лишены бронезащиты и протектирования бензобаков. Зато за счет меньшего веса они обладали большей максимальной скоростью и потолком. Первые партии их прибыли через Иран, но большую часть A-20B в СССР доставили по АЛСИБу. 14 сентября советские приемщики в Фэрбенксе оформили первую партию «Бостонов», 29-го начались тренировки наших летчиков-перегонщиков, а уже на следующий день группа из 12 A-20B, ведомая майором П. В. Недосекиным, взяла курс на Ном. Из-за плохой погоды лишь 7 октября эти самолеты прибыли в Маркове, где проходила смена экипажей. До конца 1942 года «Бостонов» по АЛСИБу перегнали немного. Основной поток пошел на следующий год.

Самолеты, перегонявшиеся из США, уже проходили некоторую специальную доработку для применения в СССР. Это было связано с тем, что у англичан и американцев экипаж состоял из трех человек, а у нас – из четырех, добавлялся нижний стрелок. Для него ставили еще одно сиденье, кислородную аппаратуру, подключали его место к переговорному устройству и т.п. Это делалось не на заводах, которые комплектовали самолеты по стандартам армии США, а в специальном модификационном центре в Талсе, к которому прикомандировали советских военных приемщиков. Все последние модификации «Бостонов», отправлявшиеся в нашу страну, проходили через этот центр.

|104| На A-20B сверху стоял крупнокалиберный пулемет, но в прежней шкворневой установке. Ненамного изменилось в лучшую сторону и бомбовое вооружение. Сочли, что такой вариант также не устраивает и его тоже стали переделывать. В декабре 1942 года на испытания представили самую простую переделку этой модификации – штатные американские бомбодержатели (их у A-20B стояло шесть внутри и четыре снаружи) просто доработали под наши бомбы. А в июне 1943 года в НИПАВ опробовали уже более глубокую переработку: во внутренних бомбоотсеках смонтировали наши кассетные бомбодержатели Дер-21, рассчитанные в сумме на 16 бомб ФАБ-100, а снаружи установили Дер-19П для бомб калибром до 250 кг. Дер-21 позволяли вставить в бомбоотсеки кассеты мелких бомб КМБ-Пе-2 под бомбы АО-2,5, АО-10, АО-25, ЗАБ-2,5 и ампулы АЖ-2 (обычно заливавшиеся самовоспламеняющейся жидкостью). Снаружи предусмотрели подвеску химических выливных приборов ВАП-250. Смонтировали бомбосбрасыватель ЭСБР-6, прицелы ОПБ-1Р и НКПБ-7. В итоге максимальная бомбовая нагрузка (при взлете с бетона) возросла до 2000 кг. Замене бомбового вооружения подверглись в общей сложности более 600 самолетов, в том числе несколько сот A-20B. Изменения в оборонительном вооружении машин этого типа сводились в основном к установке верхней турели УТК-1.

В 1943 году произошло дальнейшее расширение круга частей, воевавших на A-20. Так, в феврале Б-3 начал получать 33-й полк. К весне в действующей армии насчитывалось около 400 «Бостонов», почти все на юге: Юго-Западный фронт – 108 самолетов, Северо-Кавказский – 101, Закавказский – 163, Южный – 24.

В том же году через Аляску и Иран начала прибывать новая модификация – A-20G. Это был чисто штурмовой вариант. Носовую часть теперь заняли целой батареей пушек и пулеметов. На первой серии, A-20G-1, в носу располагались четыре 20-мм пушки и два 12,7-мм пулемета. Почти все самолеты типа G-1 отправили в СССР. Начиная с серии G-5 стали ставить шесть крупнокалиберных пулеметов. На G-20 расширили заднюю часть фюзеляжа и смонтировали там электрифицированную турель Мартин 250GE с двумя 12,7-мм пулеметами. В нижней точке теперь тоже стоял такой же пулемет. От серии к серии «Бостон» оснащали все более эффективным вооружением, поднимали бомбовую нагрузку, улучшали бронезащиту. Но самолет становился все тяжелее, теряя в летных данных. По скорости он уже уступал последним сериям Пе-2, но все равно оставался грозной боевой машиной.

Первые A-20G появились у нас на фронте летом 1943 года. A-20G стал в нашей авиации поистине многоцелевым самолетом, выполнявшим самые разные функции – дневного и ночного бомбардировщика, разведчика, торпедоносца и минного заградителя, тяжелого истребителя и даже транспортного самолета. Мало применялся он лишь в качестве штурмовика – по своему основному назначению!

Как уже говорилось, A-20G был очень уязвим для зенитчиков на малых высотах из-за значительных размеров и слабого броневого прикрытия. Лишь при достижении внезапности можно было рассчитывать на сравнительную безопасность «Бостона» при штурмовке в условиях хорошо отлаженной ПВО немцев. Тем не менее штурмовые удары по автоколоннам, поездам, судам нашими летчиками иногда осуществлялись. Экипажи 449-го полка в такой ситуации обычно атаковали с высоты 300-700 м, пикируя под углом 20-25 градусов. После очереди в 20-30 снарядов следовал быстрый уход на бреющем полете. В целом же место штурмовика в нашей авиации прочно занял Ил-2, а A-20G оказался вытесненным в другие области применения.

Для выполнения не предусмотренных конструкторами функций (или предусмотренных в недостаточной степени) машину приходилось тем или иным способом дорабатывать. Например, для использования в качестве бомбардировщика A-20G был неудобен отсутствием места штурмана. Поэтому предприняли попытки оборудовать штурманские места на A-20G.

Известна переделка, выполненная в 244-й дивизии под руководством М. З. Меламеда. Из носовой части убрали четыре верхних пулемета, остеклили ее, установили там кресло штурмана и все необходимое оборудование. Изменение центровки скомпенсировали стальными плитами в штурманской кабине, являвшимися одновременно дополнительной бронезащитой. Сзади установили спаренные пулеметы УБТ (исходная машина относилась к серии до G-20). |105| Модернизировали и бомбовое вооружение. Этот доработанный A-20G отправили в Москву в качестве образца. [ Ср.: оборудование места штурмана – опыт 51-го МТАП ].

В последующем подобные переделки выполнялись на заводе №81, на авиарембазах и непосредственно в полках. Переоборудованные таким образом машины имелись в 218-й и 244-й дивизиях, 970-м полку и других частях и соединениях. Поскольку в разных местах доработка велась по-разному, то существует много отличных друг от друга вариантов остекления носовой части. Существовали самолеты с дополнительным местом штурмана за креслом пилота и парой окон возле него, на таких машинах носовая часть не менялась. Были и другие варианты. Неграмотная переделка могла сместить центровку назад от допустимого диапазона, что приводило к появлению опасного плоского штопора.

В качестве разведчика «Бостон» на Западе применялся довольно мало. В СССР, наоборот, они использовались для разведки очень широко. По-видимому, первым стал один из самолетов 794-го полка, несший бортовой номер «6». На нем поставили отечественный фотоаппарат АФА-27. По воспоминаниям летчиков, в апреле 1942 года он совершил два вылета на съемку порта в Трапезунде. Впоследствии таких переделок стало много.

«Бостоны»-разведчики имелись и в специальных разведывательных, и в обычных бомбардировочных полках. При переоборудовании в разведчик в бомбоотсеке монтировался дополнительный бензобак. Фотоаппаратура (камеры типов АФА-1, АФА-Б, НАФА-13 и НАФА-19, а также американские) ставилась в кабине стрелка-радиста и частично в бомбоотсеке.

Первоначально в качестве разведчиков использовали Б-3, а затем A-20B, обладавший большей скоростью, впоследствии же нередко применяли A-20G, отличавшиеся хорошей обороноспособностью. В 1944-1945 годах отдельные экипажи летали на A-20J. На этой модификации, предназначенной на роль самолета-лидера групп A-20G, опять вернулись к размещению штурмана в носовой кабине, но уже иначе остекленной и лучше оборудованной.

Выдающимся воздушным разведчиком являлся Герой Советского Союза Г. И. Лашин из 861-го полка. Его «Бостон» с красной «четверкой» на хвосте фотографировал Констанцу, Сулин, Плоешти, Бухарест. Над последним его подбили зенитчики, а затем атаковали истребители. Штурмана ранило осколками, но самолет благополучно доставил домой пленки с бесценными кадрами. Над Софией паши летчики сами сбили вражеский истребитель. На счету Лашина далее появились снимки Афин, Белграда, Будапешта. |106| В Будапеште он попутно парой «соток» разбомбил мост и вернулся домой на одном левом моторе. Только крупных пробоин в самолете тогда насчитали 37. При съемке Вены пилот огнем носовых пулеметов поджег атаковавший советский разведчик истребитель FW 190.

С 1943 года началось широкое применение «Бостонов» в морской авиации. Собственно, появились они там раньше, почти одновременно с внедрением в частях ВВС. В роли бомбардировщика на море «Бостон» III, равно как и A-20B, в исходном виде использовать было трудно. Мешали два обстоятельства: сравнительно небольшой радиус действия (1380 км – меньше, чем у нашего Пе-2) и невозможность подвески крупных бомб, необходимых для поражения кораблей. Поэтому «Бостоны» сперва использовали в качестве разведчиков. В мае 1942 года на Черном море организовали внештатную разведывательную эскадрилью, получившую два A-20B, пять Б-3 и три Пе-2. В ноябре она приобрела официальный статус и номер – 29-я отдельная разведывательная эскадрилья, а в мае 1943 года ее развернули в полк – 30-й, в котором две эскадрильи летали на «Бостонах». В феврале того же года шесть A-20B выделили 1-му гвардейскому минно-торпедному полку на Балтике. Там их опробовали... и сдали 15-му разведывательному. С марта такие же машины появились в 118-м разведывательном полку на Северном флоте. «Бостоны»-разведчики применялись авиацией ВМФ всю войну и на их счету немало важных достижений. Например, именно с A-20 20 мая 1943 года подполковник Н.Г.Павлов впервые сфотографировал порт Нарвик. Он подкрался к цели с приглушенными моторами и благополучно ушел без единого выстрела с земли.

Несколько позже «Бостон» III стал применяться на Черном море и как бомбардировщик. Им вооружили 36-й бомбардировочный полк, начавший боевые операции в январе 1943 года. «Бостоны» бомбили корабли в море и в гаванях, самолеты на аэродромах. При действиях в открытом море по малоразмерным подвижным целям американские самолеты, способные бомбить только с горизонтального полета, оказались менее эффективны, чем пикировщики Пе-2. Количество попаданий с одной и той же высоты бомбометания было меньше почти на треть. Чтобы наверняка попасть хотя бы одной бомбой в быстроходную десантную баржу, требовался налет 28 «Бостонов»! Тем не менее, в апреле 1944 года смесью Б-3 и A-20G вооружили еще один полк, 13-й бомбардировочный. Наиболее результативно «Бостоны»-бомбардировщики действовали по целям на суше и судам в портах (в Феодосии 1 июня 1944 года 36-й полк уничтожил 11 судов), по иногда достигали успехов и в открытом море. Так, 22 апреля потопили транспорт «Оссаг» и тральщик КТ-26, через два дня – лихтер «Лео».

Но с гораздо большим размахом на море применялись «Бостоны», переделанные в торпедоносцы. Первые такие переделки выполняли на базе бомбардировщиков A-20B и DB-7C. Для того, чтобы самолет мог нести торпеды, на бортах слева и справа в нижней части фюзеляжа под крылом ставились так называемые торпедные мосты. Они представляли собой двутавровую балку (часто сваренную или склепанную из двух швеллеров) с деревянными обтекателями на концах, прикрепленную к фюзеляжу системой подкосов. Теоретически таким способом можно было брать две торпеды (и на близкие расстояния с крепкого грунта так иногда летали), но обычно вешали одну торпеду с правого борта. Торпедные мосты делали как прямо в частях, так и в различных мастерских и на заводах. Американские подкрыльные бомбодержатели в этом случае снимались.

В марте 1943 года в НИИ ВВС испытывали DB-7C, доработанный заводом №81. Самолет имел советское вооружение из четырех крупнокалиберных пулеметов. Под крылом у бортов фюзеляжа разместили торпедные мосты с торпедодержателями Т-18, изготовлявшимися заводом №43. У штурмана поставили советский бомбосбрасыватель ЭСБР-3 и торпедный прицел ПТН-5. Испытывал машину майор С. Б. Рейдель. |107| По сравнению с обычным бомбардировщиком торпедоносец стал более инертен, но даже с двумя торпедами DB-7C оказался проще в пилотировании, чем Ил-4 с одной. Выявились вибрации торпедной подвески на максимальной скорости, но с этим дефектом впоследствии успешно справились.

Однако массовой переделке в основном подвергались не DB-7C, а более поздние A-20G. Первым A-20G с торпедными мостами получил 1-й гвардейский минно-торпедный полк на Балтике в марте 1943 года.

Боевые операции начались в середине апреля, когда в этой части имелось всего четыре «Бостона»-торпедоносца. Полк затем всю войну действовал со смешанным составом из A-20G и Ил-4. В октябре того же года на Балтийском флоте сформировали 51-й полк, вооруженный только A-20G. На север машины этого типа поступили в апреле 1943 года. Там ими стали пополнять 9-й гвардейский минно-торпедный полк, ранее оснащенный Ил-4 и английскими «Хэмпденами». С мая «Бостоны» начали выполнять торпедные атаки. А первый крупный налет с участием A-20G североморцы осуществили 20 июля в районе Варде. На Черном море торпедной подвеской с июля 1943 года начали оснащать самолеты 36-го полка. Весной 1944 года его полностью перевооружили с Б-3 на A-20G и превратили в минно-торпедный полк, но в этом качестве в апреле того же года перевели на Северный флот. На 1 января 1944 года в строю на всех флотах числилось 73 «Бостона», большую часть из них составляли торпедоносцы, а уже в июне только одна 8-я минно-торпедная дивизия на Балтике имела около 70 таких машин.

При переделке A-20G в торпедоносец, так же как и в разведчик, в бомбоотсеке устанавливался дополнительный бензобак, что позволяло примерно уравнять дальность «Бостона» и Ил-4. В носовой части иногда делали штурманскую кабину. Второй распространенный вариант имел место штурмана за задней стрелковой точкой. Для штурмана прорезались боковые окна, а сверху над ними находился небольшой прозрачный куполок. Надо сказать, что такое размещение места штурмана было не очень удобно из-за сильно ограниченного обзора. Зато при этом стандартная носовая часть A-20G сохранялась. В атаке такие машины обычно пускали первыми для подавления зенитного огня кораблей. Торпед они не несли. На Северном флоте в группу, наносящую удар, входило примерно поровну «Бостонов»-торпедоносцев и штурмовиков, на Черном море – три-четыре машины с мощным носовым вооружением на шесть-десять торпедоносцев. Черноморцы дополняли пушечно-пулеметный огонь еще и сбросом большого количества мелких осколочных бомб АО-2,5.

«Бостоны» обычно действовали в качестве так называемых низких торпедоносцев. Они сбрасывали торпеду на дистанции 600-800 м от цели с высоты 25-30 м. Скорость самолета при этом равнялась примерно 300 км/ч.

Такая тактика была весьма эффективна. Например, на рассвете 15 октября 1944 года авиация Северного флота нанесла массированный удар по одному из немецких конвоев: 26 судов прикрывали семь вражеских истребителей. |108| Первыми атаковали 12 Ил-2, затем через час еще 12 штурмовиков. За ними последовала третья волна – 10 A-20G в сопровождении 15 истребителей. Несколько судов были потоплены. Дело завершила четвертая волна. Десятку A-20G вел командир 9-го гвардейского минно-торпедного полка подполковник Б. П. Сыромятников. Его самолет был подбит немцами, но на горящей машине Сыромятников поразил транспорт, который вскоре взорвался. Советский торпедоносец упал в море; весь экипаж посмертно удостоили звания Героев Советского Союза. Подобным образом 22 декабря 1944 года [ правильная дата – 13 февраля 1945 года ] самолет В. П. Носова из 51-го полка подожгли при заходе на немецкий корабль; герои пошли на таран...

Низкое торпедометание было не только эффективным, но и опасным способом. 18 декабря 1943 года одиночный «Бостон» В. В. Нирогова атаковал конвой у о. Ролфсей. Удалось потопить транспорт в 7000 т, но осколки зенитных снарядов перебили тросы управления. Стрелок связал их ремнями. Потрепанному самолету удалось вернуться на базу. 9-й гвардейский полк за один месяц – с 1 апреля по 1 мая 1943 года потерял семь «Бостонов» из имевшихся 11. А лейтенант Карабанов (1-й гвардейский полк) привез на аэродром застрявший в крыле кусок мачты с клотиком! В этом полку из-за больших потерь к 1 января 1944 года оставались один A-20G и один Ил-4.

На «Бостонах»-торпедоносцах советские морские летчики одержали немало побед. Одна только 8-я авиадивизия на Балтике с марта 1944 года до конца войны потопила 229 судов и боевых кораблей противника. 24 марта 1945 года летчик Подьячий добился «юбилейной», двухсотой, победы 1-го гвардейского полка.

На торпедоносцах этого полка устанавливались первые советские бортовые локаторы типа «Гнейс-2М», предназначенные для обнаружения морских надводных целей. По предложению старшего инженера ВВС Балтийского флота по радиолокации А. А. Бубнова на пяти машинах смонтировали РЛС, полученные со складов флота. Сначала их опробовали на Ладоге: берег обнаруживался за 90 км, а баржа с буксиром – за 20. Первый боевой вылет совершил 15 октября 1944 года командир полка Герой Советского Союза И. И. Борзов. В условиях плохой видимости радиолокатор позволил найти в Рижском заливе группу из трех немецких кораблей. |109| Экипаж выпустил торпеду и потопил транспорт водоизмещением 15000 т, груженый боевой техникой. Впоследствии с помощью РЛС осуществили еще несколько атак, например, 28 апреля 1945 года к северо-западу от маяка Риксхефт торпедировали немецкий танкер.

На торпедных мостах можно было подвешивать также авиационные мины и бомбы крупных калибров. «Бостоны» сбрасывали отечественные якорные мины АМГ-1, донные АМД-500 и АМД-1000 (последние применялись с сентября 1944 года), английские донные A.Mk. I, A.Mk. IV, A.Mk. V. Чаще всего нагрузка складывалась из пары АМГ-1 по 500 кг каждая.

A-20G в июле 1944 года в устье Даугавы и в Таллинском заливе поставили с воздуха 135 мин. Такие же минные постановки проводились под Кенигсбергом. Всего за 1944 год на Балтике сбросили 650 мин разных типов. На них подорвались два транспорта в порту Либавы (Лиепаи), два эсминца у о. Нарген. В 1945 году на минах, выставленных авиацией, погибли четыре немецких транспорта. 36-й полк в апреле 1944 года минировал Дунайское устье, подходы к Констанце и Сулину. На Северном флоте за 1944 год выставили 167 мин.

На наружной подвеске можно было нести по одной бомбе ФАБ-500 с каждого борта или даже ФАБ-1000, но последний вариант применялся довольно редко. Целями для бомб «Бостонов» морской авиации обычно были корабли и портовые сооружения. Так, в августе 1944 года A-20G из состава 2-й гвардейской минно-торпедной дивизии участвовали в налете на Констанцу. Ударная группа состояла из 62 Пе-2 и 14 A-20G. Были потоплены миноносец, танкер, три подводные лодки, пять торпедных катеров; повреждены эсминец, вспомогательный крейсер, еще три подводные лодки, транспорт и плавучий док, взорван склад горюче-смазочных материалов, уничтожены ремонтные мастерские. Группа A-20G из 13-го полка ставила над портом дымовую завесу, затрудняя работу зенитчикам.

В июне того же года подобный комбинированный удар летчики-североморцы нанесли по порту Киркенес. Там совместно действовали Ил-2, A-20G и истребители-бомбардировщики Пе-3 и «Киттихаук».

В море «Бостоны» охотились не только за надводными кораблями, но и за подводными лодками. На Северном и Черноморском флотах с 1944 года самолеты оснащали подвеской четырех бомб ПЛАБ-100 и привлекали к противолодочному патрулированию. Однако эффективность его оказалась очень низкой. Высокая скорость и ограниченный обзор вниз (особенно у A-20G) приводили к тому, что экипажу трудно было отыскать в волнах перископ субмарины. На Черном море пытались вести поиск на Б-3, оснащенных РЛС «Гнейс-2». Но эта станция, предназначенная для обнаружения воздушных целей, с трудом выделяла корабль на фоне отражения от поверхности воды. Для того, чтобы уверенно выявить рубку подводной лодки, приходилось опускаться к воде до 200 м и ниже. Во время испытаний в июне 1944 года изображавшую противника лодку М-5 4 найти так и не удалось.

Тем не менее, несколько немецких подводных лодок погибли в результате атак «Бостонов». Способы были различны: А. В. Преснякову удалось потопить лодку в надводном положении торпедой, а И.К.Сачко – бомбой с топмачтового захода.

Последний способ – сброс бомб у поверхности воды с последующим рикошетированием в борт, освоенный во второй половине войны, применялся A-20G достаточно часто. На Балтике на топмачтовое бомбометание в 1944 году приходилось около 20% боевых вылетов. С дистанции 5-7 км самолет начинал разгон, затем, подойдя ближе к цели, открывал пулеметно-пушечный огонь, чтобы ослабить противодействие зенитчиков. Сброс бомбы производился всего в 200-250 м от борта корабля.

Наверное, наиболее известный пример удачных действий топмачтовиков – потопление немецкого крейсера ПВО «Ниобе». 8 июля 1944 года он стоял в финском порту Котка. В налете участвовали полк пикировщиков и две пары топмачтовиков A-20G. Каждый из «Бостонов» нес по две бомбы ФАБ-1000. Первыми атаковали пикировщики: в крейсер попали две бомбы. Затем зашла первая пара топмачтовиков. Удар второй пары уже не понадобился – две «тысячекилограммовки» врезались в борт «Ниобе» и он затонул. Вторая пара развернулась на стоявший рядом транспорт и поразил его. Кроме «Ниобе» на счету топмачтовиков Балтики старый линкор «Шлезиен», вспомогательный крейсер «Орион», несколько эсминцев и много транспортов.

Известен случай топмачтового удара по цели на суше. В июне 1944 года перед наступлением советских войск потребовалось разрушить находившуюся в тылу у немцев плотину на р. Свирь. Совместными усилиями топмачтовиков A-20G, Ил-4 с морскими минами и штурмовиков, подавлявших зенитные средства, плотина была взорвана.

Быстроходный и маневренный A-20 при необходимости мог выступить и в роли истребителя. Первые три Б-3 передали в ПВО Москвы в октябре 1942 года. |110| В январе-июне следующего года в НИИ ВВС прошел испытания Б-3 в варианте ночного истребителя с РЛС «Гнейс-2». А уже в июле начала формироваться 56-я авиадивизия истребителей дальнего действия в составе двух полков – 45-го и 173-го. Для этих целей на заводе №81 переоборудовали партию A-20G-1. В бомбоотсеке теперь стоял дополнительный бензобак на 1036 л, увеличивавший продолжительность полета до восьми часов. Экипажи истребителей состояли из трех человек – пилота, радиста и штурмана, сидевшего вместе с радистом.

Боевые операции начал 173-й полк, в мае 1944 года он прибыл под Орел. Впоследствии полки 56-й авиадивизии действовали под Минском, Гомелем, Львовом. Наиболее успешно ночные «Бостоны», прозванные «ершами» за торчащие антенны, применялись под Бреслау, где они охотились за немецкими транспортными самолетами и грузовыми планерами. Удалось сбить два Не 111 и два планера.

Для борьбы с вражескими ночными бомбардировщиками порой привлекались «Бостоны» бомбардировочных полков. Под Шахтами летом 1943 года за немецкими самолетами охотились летчики 10-го гвардейского полка. Аналогичным образом было организовано прикрытие советских войск под Керчью в январе 1944 года. В ночь с 26 на 27 января летчик Тимотченко на Б-3 сорвал прицельное бомбометание группы самолетов Хейнкель Не 111. Так как опыта воздушных боев у него было мало, он открыл огонь со слишком большой дистанции и сбить немецкую машину не смог, но заставил врагов поспешно сбросить бомбы и удрать.

На море «Бостоны» частично восполняли нехватку истребителей большого радиуса действия. Они прикрывали конвои и отдельные корабли в открытом море, сопровождали бомбардировщики и торпедоносцы. Скорости и огневой мощи A-20G вполне хватало, чтобы атаковать вражеские бомбардировщик или гидросамолет. 10 октября 1944 года североморец лейтенант Аминьев сбил на «Бостоне» немецкую трехмоторную летающую лодку BV 138. А на Черном море Б. Маслов в августе 1943 года спикировал на истребитель FW 190 и поджег его. [ Ср.: атака транспортного самолета Ju 52 «Бостоном» 51-го МТАП ]

В 1944 году на Черноморском флоте появилась 39-я эскадрилья ночных истребителей, вооруженная такими же «ершами», что и 56-я дивизия. Однако ни одного боевого вылета на перехват она совершить не успела.

Особую роль выполняли полки ночных охотников-блокировщиков дальнего действия, входившие в корпуса АДД. 112-й (впоследствии 26-й гвардейский) полк ночных охотников-блокировщиков дальнего действия, вооруженный A-20G, действовал под Ленинградом и Брестом, где обеспечивал действия соединений дальних бомбардировщиков, блокируя аэродромы ночных истребителей. В апреле 1944 года полк участвовал в налете на Констанцу: его самолеты атаковали близлежащие румынские аэродромы и подавляли средства ПВО.

В распоряжении летчиков 112-го полка были не только пушки и пулеметы, но и реактивные снаряды PC-82, подвешенные под крыльями. Чаще всего их выпускали по самолетам на стоянках, но в том же апреле 1944 года ими штурмовали по ночам немецкие суда, вывозившие войска из Севастополя. В 48-м гвардейском дальнеразведывательном полку PC-82 использовали не только для нападения, но и для обороны. В придачу к подвеске под крыльями там монтировали две пусковые балки под задней частью фюзеляжа. |111| Ракеты с них выпускались назад, поражая противника в «мертвой зоне» за хвостом.

Для штурмовых ударов в Советском Союзе один из «Бостонов» оснастили оригинальной подфюзеляжной батареей АКАБ. В бомбоотсеке монтировались две пушки ШВАК и два пулемета УБК. Их боезапас (440 патронов и 340 снарядов) размещался в бывшей кабине стрелка-радиста. Экипаж самолета состоял из двух человек: нилота и штурмана. Электромеханические приводы отслеживали положение выбранной цели и позволяли эффективно поражать ее даже при быстром перемещении самолета. Испытания АКАБ на A-20G-1 проходили весной 1944 года, а летом систему передали уже на войсковые испытания в 27-й гвардейский полк блокировщиков. В ночь на 28 июня этот «Бостон», управляемый капитаном Крапивой, участвовал в налете на аэродром в Барановичах. Он поджег два немецких самолета, прежде чем сам был поврежден зенитной артиллерией. Предписали вооружить АКАБ шесть A-20G, но это решение, по-видимому, не было выполнено.

И, наконец, «Бостоны», бывало, работали в совершенно незапланированной для них роли транспортных самолетов. В марте 1944 года Б-3 доставляли оружие, боеприпасы и продовольствие конно-механизированной группе генерала Плиева, оторвавшейся от источников снабжения. В операции по перехвату поезда с членами болгарского правительства и немецкой миссией на болгаро-турецкой границе участвовали не только транспортные самолеты, но и часть A-20G из 449-го полка с десантом в бомболюках. Небольшое количество «Бостонов» в 1943 году поступило во 2-ю авиадивизию связи на подмосковном аэродроме Мячково. Они использовались для курьерских перевозок.

В Советском Союзе «Бостоны» успешно прослужили до самого конца войны. Они участвовали во всех крупных операциях завершающего периода – Белорусской, Ясско-Кишиневской, Восточно-Прусской и многих других, воевали в небе Польши, Румынии, Чехословакии, Германии. Бомбы с A-20G помогли остановить немецкое контрнаступление в Венгрии: в том, что более половины всех танков было уничтожено авиацией, есть и их существенный вклад. Во время Венской операции одна только 244-я авиадивизия уничтожила 24 танка и бронетранспортера, 13 складов, 8 мостов и переправ, 886 автомашин и большое количество живой силы.

В США выпуск A-20 прекратили в конце 1944 года, заменив его в цехах заводов новым А-26. Если в 1943 году в Советский Союз поступило 1360 самолетов этого типа, в 1944 – 743, то в 1945 через советскую военную приемку прошел всего один «Бостон». В числе последних прибывших к нам машин были и бомбардировщики модификаций H и К. Они являлись аналогами G и J с более мощными моторами R-2600-29 в 1850 л.с. Один из A-20K-11 испытывался в НИИ ВВС в октябре 1944 года.

Перевооружение «Бостонами» новых полков продолжалось и в 1945 году. Так, в августе 30 самолетов модификаций К-16, Н-11 и Н-16 получил 903-й полк на Камчатке.

|112| В Европе наши летчики последний боевой вылет, по-видимому, совершили 13 мая 1945 года, уже после капитуляции Германии: самолеты 449-го полка бомбили части 6-й и 8-й немецких армий в Австрии. А в кратковременной кампании на Дальнем Востоке последние бомбы сбросили пять A-20G 36-го минно-торпедного полка, 18 августа разрушившие железнодорожный мост в Корее.

У нас «Бостоны» продержались на вооружении дольше, чем в США и Великобритании, хотя с весны 1945 года в ВВС начался процесс замены A-20G на отечественные Ту-2, превосходившие их по дальности, потолку и бомбовой нагрузке. Часть машин вернули американцам или уничтожили под их контролем в 1946-1947 годах. Но далеко не все.

«Бостоны» еще довольно долго служили в морской авиации. На Северном флоте и на Балтике A-20G встречались еще в 50-х годах. 9-й гвардейский минно-торпедный полк, уже летая на реактивных Ту-14, до 1954 года сохранял законсервированный комплект «Бостонов». Немало самолетов переделали в буксировщики мишеней для воздушной стрельбы и тренировки зенитчиков. Кое-где «Бостоны» до 1948-1950 годов использовали для вспомогательных целей – аэрофотосъемки, связи и т.п. Например, A-20G-31-DO, оснащенные нашей фотоаппаратурой и без вооружения, в 1946-1949 годах летали в Прибалтике в 5-й отдельной аэрофотосъемочной эскадрилье. Несколько подобным образом оборудованных самолетов попало и в гражданскую авиацию. A-20G с пассажирским салоном, сделанным на месте кабины радиста, эксплуатировался в НАГИ.

Всего американские заводы изготовили 7385 самолетов разных модификаций. 3128 из них отправили в Советский Союз (3066 – из США и 57 – из Англии; дошло до места в общей сложности 2771).

Один «Бостон», извлеченный со дна моря, имеется сейчас в музее ВВС Северного флота; к сожалению, он не отреставрирован. Еще один находится в коллекции Монинского музея. Эта машина не воевала. Она потерпела аварию при перегонке по АЛСИБу и много лет лежала в тайге.

Для советских летчиков «Бостон» остался в памяти как один из лучших самолетов, поставлявшихся нам в годы войны союзниками, заслуженно завоевавший отличную репутацию и у летного, и у наземного состава.

  К началу страницы