Полихромия в античной скульптуре –
долгий путь к признанию и пониманию

  • Как появилось и утвердилось мнение о том, что античная скульптура не была раскрашена
  • Как удалось обнаружить и доказать повсеместное использование окраски в античности
  • Почему именно открытие цветности вызвало столь упорное неприятие со стороны искусствоведов
  • Какие функции – эстетические, символические, нарративные – выполнял цвет в античной скульптуре
  • Как менялись представления об окраске на протяжении античной эпохи
  • Как и по каким причинам – природным и культурным – могли меняться цвета окрашенной скульптуры
  • Как наличие окраски изменяет наше представление об античной эстетике и ментальности в целом
  • Какими материалами и технологиями располагали античные мастера
  • Какие методы поиска и анализа окраски используются современной наукой
  • Какие примеры раскраски античной скульптуры можно увидеть в российских музеях

Доклад был представлен в Лектории Государственного музея Востока 19 ноября 2016 года. Слушателями первой версии были волонтеры Восточно-Боспорской экспедиции Института археологии РАН в полевом лагере «Киммерия» (август 2016).


Краткое содержание. Часть I

1. Предмет обсуждения
2. История вопроса: основные вехи
3. Признание цветности: архитектура
4. Признание цветности: некоторые виды скульптуры
5. Признание цветности: античные свидетельства
6. Признание цветности: раскрашенный мрамор
7. Античные краски: пигменты и связующие
8. Научные методы исследования
9. Пример Парфенона

Краткое содержание. Часть II

1. Функции окраски: натурализм
2. Функции окраски: различимость
3. Функции окраски: символизм
4. Функции окраски: дополняющие элементы
5. Полихромия металлической скульптуры
6. Скульптура между камнем и металлом
7. Причины отсутствия или ограничения цветности
8. Деградация и реставрация окраски
9. Мода на антикварную «потертость»
10. Эстетика обломков

  К началу страницы