Исторические сведения
926-й ИАП формировался летом 1942 года на самолётах ЛаГГ-3, двухэскадрильным составом.
Командир полка – капитан Эмиров Валентин Аллахиярович, командиры эскадрилий: ст. л-ты Матвиенко Т.Т. и Медведев М.И.
Первым пунктом базирования полка был г. Махачкала, откуда совершались вылеты на прикрытие порта и морских коммуникаций на Каспии, велась разведка в районе калмыцких степей.
Начав боевую работу в середине августа 1942г в составе 219-ой САД 4-ой ВА, полк с аэродрома Старые Отаги совершал вылеты на прикрытие бомбардировщиков 859-го и 244-го БАП, на перехват немецких и сопровождение своих разведчиков (очевидно 366-БАП и 9-ой ДРАЭ), участвуя в отражении наступления немцев на г. Грозный.
До 15 сентября 1942г. полк совершил 878 самолёто-вылетов, было заявлено уничтожение 43-х самолётов противника в 32-х групповых и 95-ти одиночных воздушных боях, проведённых в течение месяца.
К 13 сентября 1942 года имелось только 7 боеготовых машин, погиб командир полка, поэтому, совершив 15 сентября последние вылеты, полк убыл в Закавказье на переформирование. Впрочем, на усиление прибывшего 790-го ИАП были оставлены шесть лётчиков с самолётами.
Наибольших успехов в воздушных боях добились:
Чиркин Алексей – 7 побед
Эмиров Валентин Аллахиярович – 6 побед(30 б/в,20 в/б)
Матвиенко Трифон Трифонович – 6 побед (все Ме-109Ф)
Сибикеев Михаил – 4 победы
Таран на встречных курсах:
27 августа 1942 – Александрович Яков Александрович
ЛаГГ-3 против Bf-109
крылом в крыло
Bf-109 – сбит
ЛаГГ-3 – приземлился на аэродроме базирования
Впоследствии Я.А. Александрович был одним из немногих лётчиков
служивших в первое и второе формирования полка.
Потери в период август-сентябрь 1942года:
1. Саркисьян Саркис Маркович
– ст. сержант, пилот
– 23 августа 1942.
2. Рогов Борис Алексеевич
– ст. сержант, пилот
– 23 августа 1942.
3. Кнырик Григорий Иванович
– ст. сержант, пилот
– район станицы
Серноводская
– 24 августа 1942.
4. Мягкий Фёдор
– пилот
– переправа Терек-Ищерская(?)
– конец августа 1942.
5. Смирнов Валентин
– ст. сержант, пилот
– район Новгай-Мирзы
– конец августа 1942.
6. Козловский Николай
– ст. лейтенант, пилот
– район Кень-Юрт
– "следующий день"
Конец августа – начало сентября
– "переформирование полков
219-ой САД после больших потерь" (1. стр.40)
7. Ермолин Александр
– ст. сержант, пилот
– встречный таран Bf-109,
при прикрытии Пе-2 И.К. Боронина, проводившего разведку в районе
Моздока
– 06 сентября 1942.
8. Бахирев Николай
– пилот
– при прикрытии Пе-2 И.К. Боронина,
проводившего разведку в районе Моздока. Посадив ЛаГГ-3 на своём
аэродроме, умер на пробеге
– 06 сентября 1942.
9. Казаков Сергей
– пилот
– район Нижне-Бековичей, прикрытие
бомбардировщиков 859-го БАП
– (?)10 сентября 1942.
10. Эмиров Валентин Аллахиярович
– майор, пилот, командир 926-го ИАП
–
район Нижне-Бековичей, прикрытие бомбардировщиков 859-го БАП
–
(?)10 сентября 1942.
Удостоен звания Героя Советского Союза
Во второй раз 926-й ИАП появился на фронте уже в 1943 году.
По информации, которой мы располагаем в данный момент нельзя, представить цельную картину работы полка. Но отдельные моменты приведём.
Примерно в феврале 1943г полк закончил обучение и получил самолёты – те самые построенные на средства трудящихся Грузии. Но, судя по всему, не все машины части имели такое происхождение: например упоминается что "комэски (!) поднимали в бой ЛаГГ-и с надписями на грузинском языке "Советская Грузия". Эти истребители водили в бой капитаны Яков Александрович и Анатолий Михайлов. Они смело сражались с врагом над Таманью. Михайлов довёл счёт сбитых вражеских самолётов до семи". Есть также упоминание что на машине с номером "34" (возможно "934"?) летал лейтенант В.Михайлов.
Новым командиром полка стал Терпугов Лев Николаевич.
В марте(?) 926-й ИАП интенсивно работал с аэродрома Старонижнестеблиевская. "В небе над Новороссийском ("первое сражение 17-24.04.43." Кубанской битвы?) в неравном бою погиб комэск 2-ой эскадрильи Сергей Шишов и несколько молодых пилотов". Также отмечается их работа по прикрытию Ил-2 в период боёв в районе станиц Киевской и Молдаванской ("третье сражение с 27.05.43" Кубанской битвы?). Значительной победы добились бойцы полка 30 мая: прикрывая большую группу штурмовиков, они сбили восемь немецких истребителей.
По материалам книг:
1. А.В.Павлов "Крылья дружбы, Документальная повесть о лётчиках,
сражавшихся в небе Грозного", Чечено-Ингушское книжное издательство, Грозный – 1975. – наибольшее количество
информации о 926-ом ИАП.
А также:
2. Г.А.Пшеняник
"Долетим до Одера" М., Воениздат 1985.
3. Г.А.Пшеняник "В небе Северного Кавказа"
Нальчик, кн. изд-во "Эльбрус" 1975.
4. А.П. Калинин "Истребители над "голубой линией", М., Воениздат 1963.