Оцени вероятность события в спектре вариантов
От наиболее вероятного события – к полному спектру вариантовАвторский коллектив, разрабатывающий проект по российской истории, предложил сценарий интерактивной игры, в которой от ученика требовалось оценить вероятность того или иного поворота в судьбе жителя Российской империи XIX века. На каждом шаге тренажера нужно было отвечать на вопрос типа: «Из предложенных вариантов развития событий выберите наиболее вероятный». Тренажер снабжался большим количеством информационных блоков, помогающих осознать реалии соответствующей эпохи и прийти к правильному выводу. Однако сразу выявились методические недостатки рассматриваемой идеи. Во-первых, нередко выбор наиболее вероятного развития событий относительно прост, в то время как самые содержательные вопросы ставят перед учащимися именно отброшенные варианты. Во-вторых, информационная насыщенность тренажера оставалась практически неиспользованной сильными учениками, которые быстро находили правильные ответы и поэтому не читали пояснений. То есть тренажер хотя и содержал полезные для сильных учеников сведения, но никак не стимулировал их изучать. В-третьих, никак не оценивалось количественное значение вероятности события – насколько один из сценариев вероятнее другого. Анализ предложенной модели позволил разработать методически более интересное решение, технически трудно осуществимое «на бумаге», но легко поддерживаемое при использовании компьютера. Суть нового тренажера состоит в следующем: существенно информативнее задавать вопрос не в форме выбора одного из вариантов, а в форме выбора распределения вероятностей по всему возможному спектру вариантов. То есть от ученика требуется не просто указать, например, что вероятнее для дворянина – карьера военного или гражданская карьера – а численно оценить вероятность каждого из событий. Поскольку общая вероятность должна быть равна 100%, помимо предложенных для рассмотрения содержательных вариантов существует и выбор «Иное», также оцениваемый количественно. Освещение темы в виде полного спектра вариантов позволяет гораздо глубже освоить учебный материал. Эскизы технической реализации (наполнение и дизайн условные):
Механизм подсчета баллов и «профиль уверенности»Поскольку стандартный способ сверки ответа с эталонным в данной задаче неэффективен, для подсчета степени успешности ответа применяется гибкая шкала, обладающая следующими особенностями:
На последнем пункте стоит остановиться подробнее. Автоматическое тестирование знаний обладает существенным недостатком в сравнении с очным опросом – преподаватель никак не может оценить уверенность учащегося в своем ответе. Таким образом, статистика стандартного компьютерного теста лишает преподавателя важной информации, которая могла бы способствовать лучшему пониманию проблем ученика. Вот почему была введена простейшая шкала для оценивания степени уверенности отвечающего при выборе того или иного ответа. Каждый ответ сопровождается шкалой с радио-кнопками Для преподавателя, разумеется, важнее не набранный учеником балл, а образующийся «профиль уверенности», который позволит гораздо лучше понимать взаимосвязь уровня реальных знаний учащегося с его самооценкой. Формально подсчет баллов выглядит так: Для каждого варианта автором указываются 4 числа: A, B, C, D (по возрастанию, но могут и совпадать).
Кроме того, при присуждении баллов учитывается степень уверенности, высказанная отвечающим:
|