"АМУР" - Плав.база несамоходная гидроавиации (ПБНГ) - носитель гидросамолётов МР-1 68-го отдельного речного авиационного отряда, по другой терминологии - "авиаматка". Переоборудована из канонерской лодки "ВИХРЬ" в 1928 году. Оригинальная подпись рукой супруги ЛУХТА Э.М. : "МАМКА" - именно так и называли тогда это сооружение между собой участники событий (со слов ЛУХТА Эдуарда Эдуардовича - сына командира 68-го АО Эдуарда Мартыновича ЛУХТА). ИЗ ИСТОРИИ КОРАБЛЯ: Речные башенные канонерские лодки типа "ШКВАЛ" проектировались по заказу Главного морского штаба специально для действий на водных путях Амурского бассейна без густой сети угольных станций и предназначались для защиты устья Амура и мелководных районов у побережья Татарского пролива. Необходимо было иметь запас топлива достаточный для перехода Хабаровск-Благовещенск-Хабаровск и дальнобойные морские орудия. В результате они стали первыми в мире надводными кораблями имешими в качестве главной силовой установки дизельный двигатель, а вооружение составило два 152 мм и четыре 120 мм орудия. При разработке был учтён опыт русско-японской войны. По конкурсу заказ из 8 единиц получил "Балтийский завод". Головной корабль строился и испытывался в Петербурге, после чего был разобран и отправлен по железной дороге на Дальний восток. Здесь в посёлке Кукуй (в районе Сретинска, куда подходила железнодорожная ветка) была создана временная верфь для сборки корпусов, а достройка происходила в Хабаровске. Весной-осенью 1909 шёл спуск лодок на воду а к концу 1910 года все они вступили в строй. В I-ю Мировую войну с некоторых канонерок (включая "ВИХРЬ") были сняты вооружение и двигатели для отправки на Балтику и на Север. Дизели (вместо недопоставленных германских) были установлены на подводных лодках типа "МОРЖ" ставших наряду с "НАРВАЛАМИ" наиболее результативными подводными лодками дореволюционного Русского флота (тремя лодками потопленно и захвачено 13 параходов и 52 парусно-моторных, парусных судов и барж) [2]. Корабли серии "ШКВАЛ" по своим основным тактическим и конструктивным харрактеристикам остались не превзойдёнными до наших дней [1]. НАЗВАНИЯ: канонерская лодка "ВИХРЬ", с 15 октября 1928 г по июнь 1933 г - "АМУР", с июля 1934 - "ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ КОМСОМОЛЕЦ" ХРОНОЛОГИЯ: 1907 год - заложен в Санкт-Петербурге июнь 1909 года - спущен в посёлке Кукуй Читинской губернии 20 августа 1910 года - вступил в строй август 1914 года - разоружён и сдан в порт на хранение 6 декабря 1917 года - перешёл на сторону Советской власти 7 сентября 1918 года - захвачен в Хабаровске японскими интервентами 17 февраля 1920 года - вновь вошёл в состав Советского флота 21 декабря 1921 года - взорван экипажем в Хабаровске, во избежание захвата японскими интервентами и белогвардейцами 15 октября 1928 года - восстановлен как ПБНГ - плавучая база несамоходная гидроавиации октябрь, ноябрь 1929 года - участвовал в боевых действиях на К.В.Ж.Д. в 1934 году - переклассифицирован в монитор с 13 октября 1933 года по 8 декабря 1939 года - кап. ремонт и модернизация участвовал в Великой Отечественной войне 13 марта 1958 года - сдан на слом как канонерская лодка корабль был вооружён 2 х 152 мм и 2 х 120 мм орудиями, как авиаматка - 4 гидросамолётами МР-1 (Р-1а) |
фрагмент: спасательный круг с надписью "Амур" и пулемёт
ИСТОЧНИКИ:
[1] ЧЕРНИКОВ И.И. "Энциклопедия речного флота" - М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: из-во "Полигон", 2004 (стр.162-171) [2] АЛЕКСАНДРОВ Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года (справочник)" - военно-технический сборник "Бастион" №6, 2002, (стр.49) Фото: предоставил ЛУХТ Э.Э. |