FOTAB logo
 
 

АВИАЦИОННЫЙ ФОТОАЛЬБОМ


•  О проекте
•  Новое на сайте

•  ГАЛЕРЕЯ

•  Части и соединения
•  Операции
•  Аэродромы
•  Hostile Waters –
   Враждебные воды
•  Справочные данные
•  Фотография и авиация
•  Поможем Музею ВВС !    Субботники в Монино
•  Библиотека
•  Ссылки


© Алексей Калиновский
при содействии bellabs.ru




 

100-й Гвардейский (бывший 45-й) ИАП

 
 

 
 

Фотографии


Увеличить изображение в отдельном окне   Истребитель P-39 "Aerocobra".
Серийный № (4)1-38416

Увеличить изображение в отдельном окне   Истребитель P-39 "Aerocobra".
Серийный № (4)1-38416

Фотографии "Аэрокобры" – тактический № 40, серийный № (4)1-38416 предоставлены Ю.А. Моисеевым (в годы ВОВ – дешифровщиком аэрофотоснимков 366-го ОРАП /164-го ОГРАП) и по его оценке, вероятно выполнены в дни Воздушной битвы на Кубани, на аэродроме "Пашковская" или "Славянская", фотолаборантом того же полка Николаем Шайкиным (после войны – фотограф одного из московских авиазаводов – будем благодарны за любую информацию об этом человеке).

Из информации (ЦАМО фонд 45-го ИАП, Книга приказов по 45 ИАП за 1943г. и опись 296938 д.1), любезно предоставленой В. Романом, следует что 26.04.1943 г. потерпел аварию самолёт П-39Д2 "Аэрокобра" серийный № (4)1-38416 (первая цифра на киле самолёта традиционно не указывается), пилот – ст.сержант Бабак. Приказом от 28.04.43 г. этот и ещё два других самолёта, сданные в 16-й ГвИАП, исключены из боевого состава 45-го ИАП (в последствии – 100-й ГвИАП).

То что Иван Ильич Бабак потерпел аварию на этой машине, не значит что он прежде одержал на ней и свои "кубанские" победы, но не исключено что под неприметной внешностью этого аэроплана кроется монстр, перемоловший за месяц-полтора больше эскадрильи немецких самолётов.

К сожалению из за болезни Ивана Ильича не удалось прояснить подробности, а копии лётных книжек, любезно предоставленные его сыном, охватывают более поздний период боевой работы нашего выдающегося аса.


 
 

Историческая справка

В августе 1932 г.на аэродроме Кишлы в составе 95-ой Бакинской авиационной бригады была создана 2-я истребительная эскадрилья с 31 самолётом И-4 для ПВО нефтедобывающего района.

Командир АЭ – Татанашвили.

Вскоре её переименовали в 14-ю истребительную авиаэскадрилью, а в марте 1933 г. – в 120 ИАЭ и перевооружили на самолёты-истребители И-5.

1 апреля 1938 г. 120 ИАЭ преобразовали в 45-й истребительный авиационный полк 60-ой Бакинской авиабригады. Полк состоял из 4-х эскадрилий.

Командир полка – майор Ильин.

С 25апреля 1939 г. командиром полка стал майор Дзусов И.М. На вооружении полка находились самолёты И-16 и И-15бис. Лётный состав пополнился выпускниками Борисоглебской, Качинской идругих авиационных школ – из комсомольского призыва.

В конце 1940 и начале 1941 гг. полк осваивает новый истребитель Як-1. И лётный, и технический состав в короткий срок хорошо изучили новую материальную часть, стали грамотно её эксплуатировать(судя по книге С. Кузнецова "Первый "Як", стр.68, в апреле 1941 г. заводами №292 и 301 в Баку было отправлено 78 самолётов).

Лётчики успешно освоили пилотирование и боевое применение, могли летать в любую погоду, днём и ночью.

В 1941 г. 45-й ИАП осуществлял прикрытие кораблей с десантом при вводе советских войск в Северный Иран и показал при этом свою выучку и готовность для ведения боевой работы.

9 января 1942 г. 45-й ИАП выбыл изсостава 8-го авиакорпуса ПВО г. Баку и вошёл в состав 72-ой истребительной авиадивизии Крымского фронта.

Вскоре он начал боевую работу с аэродромов Керчь-2 и Семисотка.

До 20 мая 1942 г. полк совершил 1087 боевых вылетов, провёл 148 воздушных боёв и сбил 36 самолётов противника. На земле было уничтожено 14 самолётов и много другой боевой техники врага.

С 10 июня 1942 г. в Севастополе вели боевую работу лётчики Аленин, Барабанов, Берестнев, Канаев, Поддубский, Труфанов, Ушаков, Филатов, Чайка и Шматко. Они совершили 186 боевых вылетов, провели 107 воздушных боёв и сбили 25 самолётов противника.

Наименование "45 ИАП" выбито на гранитной плите мемориала в Севостополе, где перечислены авиачасти, участвовавшие в обороне города-героя.

10 июля 1942 г. полк перелетает на аэродром Белая Калитва и входит в состав 230 ШАД 4ВА Южного фронта.

Начались трудные бои с немцами, которые рвались к Волге, на Кавказ.

С 19 июля полк с аэродрома Кагальницкая летает на прикрытие штурмовиков, громивших переправу немцев через Дон в Новониколаевской.

В конце июля с аэродрома Павловская уже в составе 216-ой САД (ИАД) вылетали прикрывать корпус кубанских казаков, защищавших Кушевскую (Кущёвскую?).

Отступали с боями через Ставрополь, Невинномысскую, Советскую и с 13 августа 1942 г. с аэродромов Орджоникидзе и Беслан работали в районе Пятигорска, Георгиевска – прикрывали Ил-2 108-го ШАП и И-16, И-153 84-го и 88-го ИАП, штурмовавших колонны немцев.

Позже вели работу в районе Моздока и Малгобека.

За время боёв на Дону и Северном Кавказе полк совершил 1199 боевых вылетов, провёл 322 воздушных боя и уничтожил 34 вражеских самолёта.

В год 40-летия Победы 2 мая 1985 г. в присутствии ветеранов 100-го ГвИАП на здании аэропорта Беслан была открыта мемориальная доска, где начертано: "С этого аэродрома в августе-сентябре 1942 г. работал 45-й ИАП под командованием И.М.Дзусова."

С 25 сентября 1942 г. были выведены на отдых и пополнение.

В Аджикабуле переучились на "Аэрокобры" (1 и 3 АЭ) и "Киттихауки" (2 АЭ) и 17 февраля 1943 г. вылетели на фронт.

8 марта полк прибыл в Краснодар, где снова вошёл в состав 216-ой САД, и с 10 марта 1943г начал боевую работу на Кубани.

21 апреля 1943г Глинке Д.Б. было присвоено звание Героя Советского Союза. Позже звания Героя Советского Союза были присвоены летчикам Берестнёву П.М., Глинке Б.Б., Ковалю Д.И., Кудре Н.Д.

Лётчики дивизии принимали активное участие в боях над Малой землёй в Новороссийске, что нашло отражение галерее Славы мемориала, где на гранитной плите с перечислением защитников малой земли выбито "216 САД".

На Кубани полк совершил 1266 боевых вылетов, провёл 428 воздушных боёв и уничтожил 118 фашистских стервятников.

При этом отличились не только летчики, но и технический состав, который обеспечил бесперебойную работу материальной части, быстро восстанавливал поврежденные в боях самолёты, создавал условия для успешной боевой работы лётчиков.

Командир полка Дзусов И.М.был назначен командиром нашей дивизии.Командиром полка стал майор Сейфутдинов Б.С.

За мужество и отвагу, проявленные личным составом в Кубанском воздушном сражении 45-й ИАП был преобразован в 100-й Гвардейский ИАП.

216-я САД(ИАД) стала 9-ой Гвардейской ИАД.

Со 2 августа 1943 г. дивизия вошла в состав 8ВА Южного фронта, и полк стал участвовать в боях за освобождение Донбаса, юга Украины.

24 августа Глинке Д.Б. и Покрышкину А.И. (из 16 ГвИАП) былоприсвоено звание дважды Героев Советского Союза. Звание Героев Советского Союза присвоено командирам 2 и 3 АЭ – Шаренко В.Д. и Лавицкому Н.Е.

За активное участие в освобождениим г. Мариуполя дивизия получила собственное наименование "Мариупольская".

В октябре 1943 г. командиром полка был назначен Герой Советского Союза Лукьянов С.И., который и командовал полком до конца войны.

На миусе, Молочной и Перекопе было совершено 2068 боевых вылетов и проведено 112 воздушных боёв, в которых сбито 87 самолётов врага.

Звание Героя Советского Союза было присвоено лётчику Бабаку И.И.

С января по апрель 1944 г. полк находился на отдыхе и пополнении.

В связи с назначением Дзусова И.М. командиром корпуса в другой ВА, командиром дивизии с мая 1944 стал ПокрышкинА.И.

С мая по июль 1944 г. полк участвовал в боях в районе г. Яссы где за короткий срок было совершено 482 боевых вылета, проведено 203 воздушных боя и сбито 53 самолёта врага. В боях отличились Глинка Д.Б., Гучек П.И. и Дольников Г.У., сбившие по 5-6 немецких самолётов.

С июля 1944 г. 7-й истребительный авиакорпус, в составе которого была 9-я ГвИАД, вошёл в состав 2ВА 1-го Украинского фронта.

Перед началом наступления 1-го Украинского фронта, 13 июля 1944 г. на аэродроме Михалувка командир дивизии Покрышкин А.И. вручил полку гвардейское знамя (звание гвардейского полку было присвоено в июне 1943 г.). В боях за Львов и Сандомирский плацдарм полк совершил 620 боевых вылетов, провёл 136 воздушных боёв и сбил 40 немецких самолётов.

7-й ИАК был переименован в 6-й ГвИАК, награждён орденом Красного знамени и получил собственное наименование "Львовский".

Дивизия была награждена орденом Богдана Хмельницкого 2 степени.

18 августа 1944 г. командиру дивизии Покрышкину А.И. присваивается звание трижды Героя Советского Союза.

В январе – феврале 1945 г. проводилась Ченстоховская операция. 17 января был освобождён город Ченстохов, и полку присваивается собственное наименование "Ченстоховский".

По апрель 1945 г. длилась операция на западном берегу Одера – защищали плацдармы в Бриге, Оппельне, участвовали в окружении Бреслау. Дивизия была награждена орденом Красного знамени.

С 16 апреля началась Берлинская операция 1 УФ.

Самая интенсивная – за две недели был совершён 831 боевой вылет, проведено 108 воздушных боёв и сбито 23 немецких самолёта.

С 24 апреля полк работал над Берлином, а после его взятия летчики 4 мая 1945 г. совершили экскурсию в Берлин и поставили свои афтографы на колоннах Рейхстага.

Лётчики Бондаренко В.Е. и Гучек П.И. были удостоины звания Героев Советского Союза.

Дивизии за участие в штурме Берлина была объявлена благодарность и пресвоено собственное наименование "Берлинская". Гвардейское знамя дивизии украсилось орденом Ленина.

За годы войны дивизия 12 раз отмечалась в приказах и получала благодарности Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.

8 мая полки дивизии перелетели на аэродром Гроссенхайн и продолжали боевые вылеты на прикрытие наших войск, которые двигались на Прагу.

В ночь на 9 мая 1945 г.на аэродроме началась пальба из всех видов оружия, в небо полетели осветительные ракеты, засветились прожектора.

Пришла весть о ПОБЕДЕ!

Использованы материалы брошюры Совета ветеранов 100-го ГвИАП.


 
 
К началу страницы