FOTAB logo
 
 

АВИАЦИОННЫЙ ФОТОАЛЬБОМ


•  О проекте
•  Новое на сайте

•  ГАЛЕРЕЯ

•  Части и соединения
•  Операции
•  Аэродромы
•  Hostile Waters –
   Враждебные воды
•  Справочные данные
•  Фотография и авиация
•  Поможем Музею ВВС !    Субботники в Монино
•  Библиотека
•  Ссылки


© Алексей Калиновский
при содействии bellabs.ru




 

ФОТОГРАФИЯ И АВИАЦИЯ

 
 

Василий Куняев: ОТРАЖЕНИЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


Увеличить изображение в отдельном окне

Пригород Каира. Ранний вечер. По разные стороны узкого шоссе стоят два человека. Отчаявшись высматривать в пыльном мареве запропастившийся автобус и изучив все небогатые подробности пустынного пейзажа, мужчины на секунду-другую встречаются глазами и тут же с удвоенным рвением "продолжают осмотр достопримечательностей", но уже раз за разом улучая момент покоситься на соседа. "Густой" декабрьский загар на европейских лицах и подозрительная схожесть в количестве и цвете клеток на рубашках (для "культурной программы" предписана гражданская форма одежды!), с самого начала дал обоим веские основания заподозрить друг в друге соотечественников. Даже более того...

Но... на дворе конец 68-го и даже в Европе далеко не спокойно. Здесь же, где они теперь, раз за разом бешено вспыхивает пламя бесконечной войны. Вот и скажите, чего может ожидать от встречи "посреди" египетской пустыни "участник большой советской военной делегации"?

Так, за воспоминаниями о лекциях "особистов", и изучением изделий советской лёгкой промышленности проходит ещё несколько томительных минут. В конце концов, одному из них надоедает выписывать в придорожной пыли бессмысленные па. Его визави уже некуда деться от прямого взгляда насмешливых серых глаз – вздохнув и машинально теребя ремень висящей на шее фотокамеры, он ковыляет через дорогу. Поправив чёрные очки с толстыми стёклами и конфузливо улыбаясь, он поднимает взгляд из под густых бровей:

– Мы с вами определённо встречались. Только, извините, никак не при...

– Встреча-а-ались, встреча-а-ались – растягивает слова "бледнолицый брат". – На Новой Земле !!.. мы с вами.. работали. – повышает он голос, выпуская из под тёмных с проседью усов тщетно уже скрываемую ухмылку...

Приблизительно так Василий Павлович Куняев описывал редактору данного сайта забавный случай из своей карьеры военного фотожурналиста. Дело было в Египте, когда Советский Союз впервые прибег к "демонстрации флага" в чужом порту c помощью атомной подводной лодки (Краснознамённая АПЛ К-181, плавбаза "Волга", ДПЛ Б-6 и Б-49, 27.12.68. – 03.01.69. порт Александрия, Объединённая Арабская Республика.)


Увеличить изображение в отдельном окне   Краснознамённая АПЛ К-181 в походе.

Кем хотел стать любой мальчишка перед войной? Конечно же, лётчиком. Московский школьник Вася Куняев не был в этом смысле оригиналом. Однако это совершенно не означало (как сейчас многим, пожалуй, может представиться) обязательного хождения строем в пионерском галстуке с моделью планёра наперевес. Напротив, как это часто бывает в "нежном" возрасте, одно увлечение быстро теснит что-то новое, к тому же конкурируя с родительскими планами на "будущность" своего чада. Тут было всё от написания фантастических рассказов в школьной газете, до самостоятельной сборки телевизора системы Нипкова в радиокружке при "Политехническом музее", от вполне серьёзных занятий музыкой, до чисто домашнего изучения фотографии (что примечательно, воспринимавшейся в семье Куняевых просто одним из культурных навыков).

Но не в авиационное, не в училище связи Василию поступить не удалось – подвело слабое зрение. Не помогли и заранее выученные наизусть две таблицы окулистских "буковок": чёрт побери, обнаружилась ещё и третья! И всё же специальность радиста Василий получил, но уже в полковой школе Рабоче-крестьянской Красной Армии, куда был призван в ноябре 1940 года.


Самолёты-разведчики Ту-22Р 290-го ОДРАП (аэродром Зябровка), начало 70-х годов.   Увеличить изображение в отдельном окне

А дальше был страшный 41-й и чёрный 42-ой, бои на Южном фронте в составе 31-ой СД, сдача и освобождение Ростова-на-Дону и снова его сдача... отступление в Сальские степи, ранения в руку и в голову.

После госпиталя Куняев служит на радиостанциях в штабе Московского, а затем Киевского военных округов, на курсах усовершенствования получает специальность "инструктора пропагандистской работы с войсками и населением противника" (устная агитация на переднем крае с помощью мощной звукоусиливающей аппаратуры).

Долгожданная Победа окончательно повернула судьбу Василия Павловича в новое русло: его направляют в военную печать. Здесь и пришлось к месту довоенное увлечение фотографией. Первой его газетой стала немецкоязычная "Дойче Цайтунг", ориентированная на этнических немцев на территориях отошедших к Польше. Издание было призвано объяснить им что "фатерлянд" ждёт их, причём ждёт по другую сторону вновь установленных границ...

В октябре 1946-го Василия увольняют из армии и полтора года он работает в "Известиях". Но скорое похолодание в отношениях между "востоком" и "западом" опять требует усиления пропагандистской работы, и осенью 1948-го Куняева снова "рекрутируют" в вооружённые силы, в газету Железнодорожных войск. После работы в центральном издании, запросы по иллюстративному оформлению маленькой отраслевой газеты показались молодому фотографу мягко говоря непритязательными, и он начинает рассылать свои работы в другие редакции.

Во время войны помимо "обычных" газет Главное политическое управление выпускало ещё и полностью фотографическое издание – газету "Фронтовая иллюстрация". Текст выполнял здесь чисто вспомогательные функции. С периодичностью 2-3 раза в месяц выходили 8-ми страничные номера, состоящие из фоторепортажей и рисунков. После войны название сменилось – теперь это была "Иллюстрированная Газета".


Увеличить изображение в отдельном окне   «За мир на земле», самолёт-истребитель МиГ-17Ф, г. Елец, приблизительно 1956-57 гг.

Вот как Василий Павлович вспоминал о своём переходе в "Иллюстрированную Газету" :
"Те снимки, что я слал по почте так и не напечатали. Но... ходатайствовали о переводе меня в "Иллюстрированную Газету". Здесь, я наконец почувствовал вкус настоящей журналистской работы. Коллектив состоял из прошедших войну, признанных мастеров советской фотографии. М.Б. Гринберг, А.П. Морозов, Н.С. Редькин, А.С. Шайхет у этих людей было чему поучиться. Все снимки для номера проходили тщательный отбор, обсуждались всем коллективом. Тот факт, что фотография была главным инструментом в нашем издании, требовал от работ максимальной выразительности и информативности, а репортаж в свою очередь должен был составлять единый законченный сюжет. Высокие художественные требования, большой практический опыт работы, накопленный и унаследованный нами у мастеров-фронтовиков, очень помог мне через десять лет, когда я стал работать в "Красной звезде". Здесь уже не было времени для долгих раздумий: в сутки выходило два выпуска газеты (для разных часовых поясов), матрицы свёрстанных номеров самолётами развозили по стране. Бешеный темп. Нужно было обеспечивать оперативность информации. Порой, вернувшись утром из одной командировки, вечером мы уже отправлялись на новое задание. Иногда приходилось проявлять плёнку прямо в автомобиле по дороге в редакцию".


Военный фотокорреспондент Василий Куняев с экипажем "спарки" МиГ-21.   Увеличить изображение в отдельном окне

Куняев в полной мере использовал раскрывшиеся перед ним возможности профессии военного корреспондента. В то время когда информация военного характера по большей части оставалась секретной, а телевиденье как СМИ не очень-то многим отличалась от радио, фотографии ежедневно появлявшиеся на страницах газет, были, пожалуй, самым наглядным и доступным средством чтобы показать, как пережившая страшную войну страна поднималась из пепла, и одновременно те огромные усилия в военной области, которые предотвращали войну новую.


Увеличить изображение в отдельном окне  

Раз за разом служба забрасывала фотокора в разные концы страны, ставила новые сложные профессиональные задачи: ракетные катера на Чёрном море и переход на крейсере "Пожарский" с Балтфлота в Североморск; особой сложности подводные съёмки – подъём боеприпасов со дна в районе Керчи и работа водолазов по ремонту подводной лодки, соревнования по ориентированию под водой. Ракетчики ПВО в Заполярье и лакаторщики на Памире на высоте трёх с половиной километров (добираться туда приходилось самолётом, машиной, на лошадях и пешком), съёмки в стратосфере первых истребителей с управляемым ракетным оружием.


Увеличить изображение в отдельном окне   Истребитель МиГ-19ПМ, 50-е годы.

Вот как вспоминает о работе В.П.Куняева Анатолий Павлович Морозов (автор "Знамени Победы над Рейхстагом" в долгих представлениях не нуждается):
"Василий Павлович всегда отличался исключительной целеустремлённостью, работоспособностью, нестандартным подходом к решению задач. Однажды надо было отразить тему ПВО промышленных объектов. В качестве такового была выбрана Горьковская гидроэлектростанция. Тогда часто практиковался монтаж, и можно было просто наложить фото самолёта снятого с земли на "картинку" с ГЭС, но Вася добился разрешения на воздушную съёмку, договорился с командиром лётчиков и снял пару МиГ-17-тых прямо над плотиной. Подготовка к полёту заключалась в учебном катапультировании вверх по длинному рельсу, но механизм, который должен был зафиксировать кресло в верхней точке, отказал, и оно грохнулось вместе с фотографом с высоты нескольких метров... Тем не менее, съёмку он выполнил. Очень упорно работал человек".

И ведь выполнил не только съёмку, но и мечту о полётах. Не смотря на полученные при этом первом опыте травмы, авиационная тематика с середины 50-х годов вышла у Василия Павловича, пожалуй на первое место. Наряду с Ю.Н.Скуратовым он первым из профессионалов в нашей стране снимал реактивные самолёты "с воздуха" в цвете. Фотографа очаровало зрелище огненного шлейфа работающего на форсаже "движка" МиГ-17Ф; он сумел найти понимание у командующего Московского округа ПВО. – Цветной снимок получил "Золотую медаль" на международной выставке "2-я Бифота" в Берлине, диплом 1-ой степени на Всесоюзной выставке "Семилетка в действии" и 1-ое место на конкурсе журнала "Советское фото". Ещё многие его фотографии стали классикой жанра и получили признание, как на Родине, так и за рубежом, участвовали в выставках по всему миру.


Истребитель-бомбардировщик Су-7.   Увеличить изображение в отдельном окне

Работы эти отличал особый подход. Скажем, имея возможность сделать всё в изобилующем войсками Московском военном округе, Куняев забирался вглубь страны, ехал в пограничные округа, чтобы показать людей честно несущих свою службу, показать такую красивую Страну которой они служили.

Выполнить эффектную воздушную съёмку весьма не просто, и тяжелеющая в несколько раз (при пилотаже с перегрузками) в руках камера, это далеко не самая первая проблема. Единицам среди наших фотографов удавалось это сделать. Василий Куняев после войны задал в этом деле новый уровень. Не удивительно, что в итоге он получил должность начальника-редактора фотоотдела в журнале ВВС "Авиация и космонавтика", где проработал до выхода на пенсию в 1978 году. Но и после этого, он продолжал передавать свой опыт молодёжи – среди его учеников начальник фотослужбы "Российской газеты", фотограф "Суховского" КБ, победители конкурсов. Много и охотно он помогал людям увлечённым историей авиации.

Символично, что начав в 1948 году со съёмки на Тушинском параде самых первых наших реактивных самолётов, Василий Павлович Куняев завершил свою карьеру в военной журналистике фотографиями 3-х Маховых МиГ-25-тых, охватив, таким образом, весь послевоенный "Серебряный век" советской авиации.


Увеличить изображение в отдельном окне   Истребители МиГ-17 с аэродрома Насосный над горами Кавказа, 50-е годы.

-ФотАб-


 
 
К началу страницы