Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ

Топмачтовое бомбометание

Начальник штаба
1 Учебного Авиаполка ВВС КБФ
майор Журавлев

Топмачтовое бомбометание с самолета «Бостон»

«Цитадель», №10 2002 г., стр. 93-98


28 февраля 1945 г. ВС ЧФ утвердил «кандидатов на соискание Сталинской премии за разработку и внедрение топмачтового метода бомбометания». В документе, подписанном, вице-адмиралами Н.Е.Басистым и И.В.Азаровым, в частности, говорилось: «Авторы, получив отрывные данные о применении союзниками (ВВС США) низковысотного бомбометания для поражения флота противника, разработали и произвели опытовые испытания топмачтового бомбометания. <...> Боевое применение топмачтового бомбометания ВВС ЧФ начали 13 апреля 1944 г.» [ ЦВМА. Ф.12, Оп.1, Д.1107, Л.10. ]

Однако соискателям получить Сталинскую премию не удалось, так как еще 2 января 1944 г. начальник ВВС ВМФ Жаворонков издал приказ «О проведении в ЛИИ ВВС ВМФ экспериментального бомбометания с бреющего полета», в соответствии с которым испытания проводились на самолетах ПЕ-2 и ИЛ-2. О результатах испытаний все флоты были проинформированы 20 марта 1944 г.

Известен же этот метод бомбометания еще с середины 1920-х гг. Однако он не получил должного развития из-за отсутствия самолетов, обладающих достаточно высокой скоростью, грузоподъемностью и мощью переднего огня. Недостаточно были разработаны и теоретические обоснования. Лишь в начале Второй мировой войны ВВС США практически разработали и впервые применили в боевых условиях топмачтовое бомбометание.

Советские летчики использовали этот метод не только на Черном море, но и на Севере, и на Балтике. Здесь же в 1944 г. проводились испытания топмачтового бомбометания с самолетов «Бостон» А-20-ДО. Ниже (с некоторыми сокращениями) приводится отчет об этих испытаниях, хранящийся в ЦВМА (Ф.596, Оп.1, Д.111, Л.246-264).

Подготовка текста Л.И.Амирханов


Введение

Топмачтовое бомбометание является одним из наиболее эффективных средств поражения кораблей противника.

Особенно большой интерес представляет данный вид бомбометания при применении его с самолета Бостон. Это обуславливается следующими причинами:

  1. Большая скорость самолета при переходе к цели и в момент нахождения его на боевом курсе (260-280 миль/час).
  2. Хорошая маневренность самолета на малых высотах.
  3. Значительная бомбовая нагрузка самолета (4 бомбы ФАБ-250).

Данный вид бомбометания выгодно применять для уничтожения транспортов и небронированных судов противника, так как при топмачтовом бомбометании бомба поражает надводную часть корабля.

Применение топмачтового бомбометания по указанным целям с самолета Бостон имеет больше преимуществ перед низким торпедометанием по следующим причинам:

  1. Меткость при серийном топмачтовом бомбометании довольно высокая и корабль противника не может уклоняться от бомбы с момента ее бросания, в то время как от своевременно замеченной торпеды корабль может уклониться даже в том случае, если последняя сброшена с дистанции 600-800 метров. Указанное расстояние торпеда проходит за 30-40 секунд. <...>
  2. При топмачтовом бомбометании летчик сбрасывает бомбу на максимальной скорости, в то время, как сбрасывание торпеды выполняется на скоростях 170-180 миль/час и незначительное увеличение скорости (порядка 10 миль/час) приводит к тому, что торпеда тонет вследствие заклинения гребных винтов.
    Таким образом, в виду того, что самолет летит на Б[оевом]К[урсе] на максимальной скорости, время лежания на нем гораздо меньше, чем при низком торпедометании.
  3. При топмачтовом бомбометании вследствие малого времени падения бомбы (порядка 2-х секунд) очень просто вводить поправки на скорость цели, в то время как учет скорости цели при низком торпедометании представляет некоторую сложность даже при торпедировании прямой наводкой.
  4. Стоимость торпеды во много раз больше стоимости бомбы, а эффективность поражения небронированных или слабо бронированных кораблей от попадания торпеды или бомбы ФАБ-250 почти одинаковая.

Подготовка к проведению топмачтового бомбометания

По указанию Командующего ВВС КБФ генерал-лейтенанта т. Самохина 2-я АЭ 51 МТАП, проходящего обучение и тренировку при 1 УАП приступила к изучению и отработке топмачтового бомбометания с самолета Бостон А-20-ДО.

Для отработки данного вида бомбометания штабом 1 УАП была составлена программа наземной и летной подготовки. Содержание программы и расчет времени были выбраны так, чтобы в течение 7-10 дней с летным составом эскадрильи изучить основные элементы топ-мачтового бомбометания и отработать данный вид бомбометания на морском полигоне.

В результате прохождения программы летный состав должен был быть вполне подготовлен к нанесению эффективных ударов по плавсредствам противника.

Следует указать, что перед составлением программы были проведены опытные бомбометания с самолета Бостон инструкторским составом 1 УАП. Для чего Командиром 1 УАП был выделен опытный экипаж в составе – летчика капитана Меркулова и штурмана капитана Виноградова. Результаты проведенных опытных бомбометаний и выписка из отчета ЛИИ ВВС ВМФ по топмачтовому бомбометанию с самолетов ПЕ-2 и ИЛ-2 послужили материалами для составления программы обучения.



Неподвижный щит на морском полигоне

Руководствуясь указаниями Командующего ВВС ВМФ и составленной программой, 2-я АЭ 51 МТАП под контролем 1 УАП приступила к отработке топмачтового бомбометания.

Для отработки топмачтового бомбометания штабом 1 УАП был организован морской полигон, на котором имелись неподвижный щит 20x2,5 [м] и подвижный шит 30x2,5.

Летный состав эскадрильи за исключением Командира и двух командиров звеньев состоял из молодых летчиков, которые в основном проходили обучение на самолете Бостон А-20-ДО при 1 УАП. До постановки данной задачи (отработки топмачтового бомбометания) летный состав готовился в качестве низких торпедоносцев и в основном своем составе был подготовлен к пилотированию самолетов Бостон на малых высотах в несложных условиях. Необходимо указать, что полетов на малой высоте над водной поверхностью до прохождения программы по топмачтовому бомбометанию летный состав имел недостаточное количество.

Летный состав эскадрильи во главе с Командиром АЭ приступили к отработке топмачтового бомбометания с большим желанием и энергией и, после первого бомбометания, весь летный состав был окончательно убежден в значительной эффективности данного вида бомбометания перед другими видами поражения кораблей противника. <...>

Бомбометание проводилось в основном бомбами ФАБ-250 с взрывателями АВ-87 (в донном варианте). Замедление 7 секунд.

По результатам проведенных бомбометаний остановимся на следующих вопросах:

  1. Характер падения и рикошетирования бомб ФАБ-250 и ФАБ-100, сброшенных с самолета Бостон с Н = 15-40 метр.
  2. Наивыгоднейшие высоты бомбометания.
  3. Выход на БК и прицеливание по дальности.
  4. Эффективность топмачтового бомбометания.
  5. Общие выводы.

1. Характер падения и рикошетирования бомб ФАБ-250 И ФАБ-100

Отрываясь от самолета, бомба ФАБ-250 сохраняет почти горизонтальное положение. В воздухе летит устойчиво. При ударе о воду делает длинный рикошет, сохраняя устойчивое движение до следующего удара о воду. Как правило, из большинства сброшенных бомб бомба ФАБ-250 сброшенная с высот 35-25 метров делает один рикошет длина последнего от 40-80 метров. При сбрасывании с высот 25-15 метров делает два рикошета. Длина первого рикошета до 100 метров, второго до 30 метров, и при сбрасывании с высот 15 метров и ниже бомба делает до 3-х рикошетов.

Следует обратить внимание на то положение, что при сбрасывании бомб ФАБ-250 с высот ниже 20 метров высота рикошета достигает высоты полета самолета в момент сбрасывания и в некоторых случаях превышает ее.

H бр., м Количество
рикошетов
Длина рикошета, м Высота, м
1 2 3
20 1 105 - - 20
15 1 140 - - 15
15 2 100 60 - 30
15 1 70 - - 10
15 3 100 30 10 20
20 1 80 - - 15
25 1 40 - - 8
20 1 65 - - 10
30 1 20 - - 5
30 1 40 - - 6
35 1 50 - - 5
30 1 50 - - 4
25 1 100 - - 10
40 - - - - -
25 1 90 - - 8

Таблица №1.
Рикошет бомбы ФАБ-250 в зависимости от высоты бросания.
Состояние водной поверхности в день бросания 3 балла.
Скорость самолета 260 миль/час.

Бомба ФАБ-250 с перистым стабилизатором летит более устойчиво, чем бомба ФАБ-250 с коробчатым стабилизатором, причем траектория у первого типа бомб более настильная.

Перистый стабилизатор у бомбы ФАБ-250 более прочный, чем коробчатый, и при ударе бомбы о воду отлетает редко. Коробчатый стабилизатор в большинстве случаев при ударе бомбы о воду отлетает.

Из этого можно сделать вывод, что для топмачтового бомбометания выгоднее применять бомбы с перистым стабилизатором. <...>

Бомба ФАБ-100 отрываясь от самолета, летит устойчиво, сохраняя почти горизонтальное положение. При сбрасывании с высот 30-20 метров делает от одного до двух рикошетов. Первый рикошет бомба делает устойчиво, при втором рикошете бомба в полете вращается через головную часть.

Длина первого рикошета достигает 100 метров, длина второго – до 50 метров. При сбрасывании с высот менее 20 метров бомба делает до трех рикошетов, причем длина первого рикошета достигает 150 метров.

Высота рикошета при сбрасывании с высот менее 15 метров достигает высоты полета самолета и в некоторых случаях превышает ее.

При сбрасывании бомб ФАБ-250 с высот более 40 метров и ФАБ-100 с высот более 30 метров не рикошетирует.

На наличие рикошета и на его величину имеет большое значение выдерживание летчиком режима горизонтального полета. При сбрасывании бомбы с набора или со снижением бомба рикошета не имеет.

Состояние водной поверхности имеет следующее значение на рикошет бомбы: от одного до трех баллов – на величину рикошета не влияет и свыше трех баллов – длина рикошета уменьшается и вследствие зарывания бомбы.

Длина рикошета измерялась по вешкам, которые были установлены по обе стороны щита через 50 метров по 5 штук с каждой стороны.


2. Наивыгоднейшие высоты бомбометания

В предыдущем разделе указывалось, что при сбрасывании бомб с высот менее 15 метров высота рикошета достигает высоты самолета в момент сбрасывания и в некоторых случаях намного превышает ее.

При сбрасывании бомб с высот менее 15 метров имеется опасность поражения самолета рикошетом бомбы, кроме того, при рикошете бомба может перелететь через корабль-цель, не поразив последнего.

Полет на высоте 15 метров и ниже является сложным в технике пилотирования, особенно при наличии зеркальной водной поверхности.

Сбрасывание бомб с высот более 35 метров также не выгодно, так как бомба чаще всего с этих высот не рикошетирует и поражение цели с рикошета при данных условиях невозможно.

Из вышесказанного и из таблицы № 1 можно сделать вывод, что наивыгоднейшими высотами при топмачтовом бомбометании с самолета Бостон являются высоты 20-30 метров. При бомбометании с этих высот корабль-цель может быть поражен или от прямого попадания бомбы, или от попадания с рикошета.


3. Выход на боевой курс и прицеливание по дальности
при топмачтовом бомбометании

Выход на БК лучше всего выполнять с разворота на 30-40°. Произвольным маневром летчик выводит самолет на удаление 1,5-2 км от цели, имея высоту 150-200 метров. Придя на указанное расстояние от корабля-цели, летчику следует развернуть самолет на цель и снижаться до высоты 20-30 метров.

Превышение необходимо для лучшего просматривания цели, уточнения прицеливания по направлению и набора необходимой скорости для бомбометания.

Во время планирования с Д = 1200-1300 метров до момента сбрасывания летчику целесообразно обстреливать корабль-цель пулеметно-пушечным огнем с целью поражения личного состава (верхней команды), одновременно по всплескам пуль и снарядов летчик может уточнить боковую наводку.

Всплески от пуль и снарядов облегчают летчику определять высоту, особенно при штилевой погоде.

На дистанции 700-800 метров от цели необходимо перевести самолет в режим горизонтального полета (Н = 20-30 метров, скорость = 260-280 миль/час) и выполнять прицеливание по дальности.


Схема выхода на боевой курс и прицеливание по дальности при топмачтовом бомбометании

Прицеливание по дальности при выполнении бомбометаний на полигоне производилось при помощи прицела ПБП-1, который был установлен впереди бронестекла фонаря летчика.

Угол визирования устанавливается на прицеле равный 5°. При данном угле визирования получались недолеты порядка 50 метров. Обучение летного состава бомбить на недолет, как при серийном, так и при одиночном бомбометании вызвано было тем, что в боевой обстановке действуя против плавсредств противника, летчику придется бомбить серийно. Данный угол визирования (5°) устанавливался на прицеле на земле перед вылетом.

Прицеливание при стрельбе из пушек и пулеметов производилось при помощи механического дублера, имеющегося на самолете Бостон.

Таким образом, прицеливание по дальности необходимо выполнять следующим образом: находясь [на дистанции] 700-800 метров от цели на высоте 20-30 метров, скорость самолета 260-280 миль/час, летчик визирует через перекрестие сетки прицела ПБП-1 на цель и в момент совмещения горизонтального диаметра сетки с ватерлинией корабля-цели сбрасывается бомба. После сбрасывания бомбы необходимо сразу же делать горку до 100 метров. Горка выполняется для перескакивания корабля-цели и для предохранения самолета при преждевременном разрыве бомбы.


Положение сетки прицела ПБП-1 относительно цели
в момент сбрасывания бомбы


4. Эффективность топмачтового бомбометания

В период отработки топмачтового бомбометания на полигоне эскадрильей было выполнено 33 бомбометания. Всего было сброшено 56 бомб ФАБ-250 и 10 бомб ФАБ-100. Бомбы сбрасывались снаряженные взрывателями АВ-87 в донном варианте, замедление 7 секунд для ФАБ-250 и 5 секунд для ФАБ-100. <...>

Результаты сведены в таблицу №2.

H, м Недолет, м Перелет, м Прямое
попадание
Попадание
с рикошетом
Взрыв
под килем
20 5 - - 1 -
15 50 - - 1 -
15 10 150 - - -
20 70 - - - 1
20 20 - - 1 -
25 30 60 - 1 -
15 40 50 - - -
25 60 - - - 1
30 - 10 - - -
20 - - 1 - -
30 140 - - - -
35 70 - - - 1
30 40 - - 1 -
30 - - 1 - -
25 80 - - 1 -
20 60 - - 1 -
15 100 - - 1 -
20 50 - - 1 -
30 120 - - - -
25 60 - - 1 -
30 40 - 1 1 -
Сбросил серийно 2 бомбы

Таблица №2.
Бомбы ФАБ-250 со взрывателем АВ-87, замедление 7 сек

Из приведенной таблицы видно, что из 22-х сброшенных бомб имеются три прямых попадания, 11 попаданий с рикошета и 3 взрыва под килем – всего 17 поражений цели, что составляет 78%.

Причем 2 случая попаданий и рикошета не засчитаны, так как высота рикошета достигала 15-20 метров и бомба по всей вероятности перелетела бы через корабль-цель, хотя высшая точка траекторий бомбы была не над щитом.

Из таблицы №2 видно, что в основном все бомбы падали с недолетом. Этот факт обуславливается заданием. <.. >

Таблица показывает, что при топмачтовом бомбометании возможны три вида поражения цели:

  1. Прямое попадание.
  2. Попадание с рикошета.
  3. Взрыв под килем.

На первом виде поражения цели останавливаться нет смысла, так как действия довольно ясны.

Попадание с рикошета, если оно происходит при первом рикошете довольно эффективно и равноценно прямому попаданию. В этом случае скорость бомбы почти равна скорости самолета и бомба с полной гарантией пробьет борт корабля-цели. Лучше если бомба поражает цель в первой половине рикошета, что в большинстве случаев наблюдалось.

Интересный вывод можно сделать из последнего бомбометания таблицы №2. В данном случае при серийном бомбометании мы наблюдали 2 вида поражения цели. Первая бомба, упавшая с недолетом 40 метров поразила цель с рикошета, а вторая бомба поразила цель прямым попаданием. Из этого случая можно сделать вывод, что при серийном бомбометании (серия из 4-х бомб) можно ожидать, как минимум 50% попаданий из общего количества бомб в серии.

Взрыв под килем происходит в двух случаях:

а) Бомба падает в 10-15 метрах от корабля и не рикошетирует, в этом случае она движется в воде и тонет под кораблем и если длина корабля порядка 60 метров и более, то взрыв происходит под килем последнего.

Данный вид поражения будет эффективным, если глубина места не достигает более 15 метров.

б) Бомба после первого рикошета упала в 10-15 метрах от корабля. В этом случае бомба движется в воде и взрывается под килем корабля, характер и эффект поражения такой же, как и в первом случае.

Из рассмотренных видов поражения цели мы видим, что все они являются довольно эффективными и в большинстве случаев приводят корабль-цель к гибели, или наносят ему серьезное повреждение. <...>

Уклонение бомб по направлению при данном виде бомбометания почти не происходит. Из всех сброшенных бомб не наблюдалось значительного рассеивания по направлению. Все бомбы, как правило, попадали в среднюю часть щита ±6 м.

При топмачтовом бомбометании упрощается вопрос учета скорости корабля-цели вследствие малого времени падения бомбы. <...>

Сближение с целью на боевом курсе при атаке движущего корабля следует выполнять способом прямого сближения, т. е. до момента сбрасывания все время удерживать нос самолета на выбранную точку прицеливания. <...>


Прямое сближение при атаке движущегося корабля

Выводы

  1. Топмачтовое бомбометание с самолета Бостон очень эффективно применять против плавсредств противника независимо от водоизмещения. Для этого необходимо использовать серийное бомбометание бомбами ФАБ-250, желательно с перистым стабилизатором. Серия из 4-х бомб вполне гарантирует поражение цели.
  2. Наивыгднейшая высота при топмачтовом бомбометании 20-30 метров.
  3. Прицел ПВП-1 вполне удовлетворяет требованиям топмачтового бомбометания самолета Бостон.

Предоставил Алексей Едаменко

  К началу страницы