Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ

Топмачтовое бомбометание

Макинтайр Д. и др.

Битва за средиземноморье

Битва за средиземноморье: Взгляд победителей. М., 2000, стр. 100, 108.


...Британская авиация на Мальте тоже понесла большие потери, выполняя полученный приказ «топить транспорты Оси, следующие из Европы в Африку». Так как англичане не имели на острове ни пикировщиков, ни торпедоносцев, эта задача была возложена на «Бленхеймы» 105-й и 107-й эскадрилий. Неэффективность бомбометания по кораблям с горизонтального полета вынудила летчиков изобрести новый метод атаки, хотя он приводил к чудовищно большим потерям. На это пришлось пойти лишь потому, что цель того стоила. Самолет шел на цель прямым курсом на высоте мачт и сбрасывал бомбы практически в упор, так, чтобы они попали в борт судна и сделали пробоину в борту, а не в палубе. Так как самолеты встречал плотный огонь множества зенитных автоматов с транспортов и кораблей эскорта, шансы выйти целым из такой атаки были призрачными. Однако день за днем экипажи «Бленхеймов» играли со смертью, в награду получая бутылку джина, которую командующий авиацией Мальты вице-маршал авиации Ллойд обещал за каждое потопленное судно.

Эффективность и опасность такого метода показала атака 27 мая [ 1941 г. ]. Конвой противника в составе 6 транспортов и 8 кораблей сопровождения был перехвачен в Сицилийском проливе. 6 «Бленхеймов» бросились в атаку. Шквальным огнем противника 2 самолета были сбиты, но пароход «Фоскарини» получил попадания нескольких бомб и загорелся. В тот день удача сопутствовала итальянцам. Повреждения оказались не смертельными, и «Фоскарини» был приведен на буксире в Триполи. Бомба, попавшая в транспорт «Венеция», не взорвалась...

...ПВО конвоев в основном составляли зенитные орудия транспортов и кораблей сопровождения. Они действительно сумели нанести атакующим с малых высот британским бомбардировщикам заметные потери. Часто они достигали 10%. Такой уровень потерь можно было терпеть, только если летчики проявляли исключительную отвагу и были проникнуты сознанием чрезвычайной важности своей задачи. Атаки с бреющего полета были почти верным самоубийством, и Королевские ВВС отказались от подобных атак, как только сумели заменить бомбардировщики «Бленхейм» торпедоносцами...

  К началу страницы