Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ

Справа или слева атаковали «Ниобе»?

Во всех советских архивных, мемуарных и аналитических источниках, освещающих комбинированный удар авиации Краснознаменного Балтийского флота по целям в порту Котка 16 июля 1944 г., сказано: решающая атака на плавучую зенитную батарею «Ниобе» (в советской литературе обычно называемую «крейсером ПВО») производилась четырьмя топмачтовиками A-20G 51-го МТАП со стороны левого борта. В то же время, в отчете командира «Ниобе» читаем: «...четыре бомбардировщика «Бостон» с очень малой высоты сбросили торпеды, две из которых попали в правый борт...». Это явное несоответствие привлекло наше внимание.

Возможно ли, чтобы ошиблись наши летчики? – в налете принимало участие 132 самолета, видимость идеальная, результаты удара непрерывно наблюдались и фиксировались на фотопленку, топмачтовики 51-го мтап били по цели с высоты 30 м, практически «в упор» и проносились над самой мачтой. Могли ли они в такой ситуации перепутать нос и корму корабля?

Теоретически не исключено, что ошибся капитан «Ниобе» (или трансляторы, посредством которых до нас дошел его доклад). В самом деле, отчет капитана содержит ряд явно неверных утверждений. Например, он приписывает своим зенитчикам 10 сбитых Пе-2, в то время как нам достоверно известно, что за все время комбинированного удара был потерян лишь один A-20G (экипаж Шилкина). Да и финальную атаку на «Ниобе» производили не торпедоносцы, а топмачтовики, поскольку торпедная атака была в принципе невозможна в мелководной гавани порта Котка (вообще немецкие моряки нередко называли торпедами или ракетами бомбы, сброшенные с низколетящего самолета методом топмачтового бомбометания).

Однако, самым серьезным подтверждением слов капитана «Ниобе» служат снимки остова затонувшего на мелководье корабля – он имеет явно выраженный крен именно на правый борт.


Может быть, корабль получил крен на правый борт после удара пикировщиков, а топмачтовики атаковали все-таки слева, видя перед собой вздыбившийся левый борт? Этой версии противоречит свидетельство ведущего группы топмачтовиков Пономаренко, указавшего в отчете, что корабль в момент атаки имел крен, обусловленный попаданиями бомб с пикировщиков, на левый борт.

Пилоту топмачтовика крайне сложно рассмотреть и запомнить внешний вид атакуемого корабля – летчик должен управлять самолетом, совершать противозенитный маневр, выйти в оптимальную для атаки точку (по высоте, дистанции и скорости) и сбросить бомбы – и все это под кинжальным огнем скорострельной артиллерии противника, на скорости 500 км/ч и на высоте всего нескольких десятков метров от воды. Атака на «Ниобе» наглядно показала, насколько различается объективная реальность и отчет пилота об увиденном.

Хорошо известно, что главной целью налета авиации КБФ на порт Котка 16 июля 1944 г. был крупный боевой корабль, который ошибочно идентифицировали как финский броненосец береговой обороны «Вяйнемяйнен». Причины ошибки понятны – за финским броненосцем гонялись уже несколько лет, «Вяйнемяйнен» и «Ниобе» имели примерно одинаковые размеры, никаких других кораблей такого класса в Финляндии не было, а никому не известная плавучая зенитная батарея «Ниобе» вошла в строй кригсмарине всего за три месяца до своей гибели. И все же, корабли достаточно отличались внешне, чтобы внимательный наблюдатель мог заподозрить ошибку. Этого, однако, не произошло – был дан четкий приказ уничтожить именно «Вяйнемяйнен». Приказ настолько четкий, что даже в отчете, выполненном уже после топмачтовой атаки, Пономаренко рисует силуэт только что потопленного... «Вяйнемяйнена» – с характерными орудийными башнями и толстой мачтой (ЦВМА, фонд 122, дело 26305):


Поэтому утверждение о том, что экипажи топмачтовиков ясно видели корабль, не кажется убедительным. К тому же, увидеть «Ниобе» в профиль Пономаренко не мог – по его словам в момент атаки крейсер имел дифферент на борт градусов 35-40.

Во время налета «Ниобе» не двигался с места, поэтому определить где нос, а где корма корабля можно было только по анализу его внешнего вида. А внешний вид плавучей зенитной батареи был совершенно неизвестен, да к тому же надстройки корабля расположены весьма замысловато. Например, массивная башня, на которой располагался радар, находилась за трубой, и при этом была заметно крупнее, чем командный пост. Чтобы почувствовать, насколько нелегко было сориентироваться летчикам – воспользуйтесь фотографиями «Ниобе» и попробуйте на снимке полузатопленного корабля самостоятельно опознать надстройки, оставшиеся на поверхности.

bellabs, апрель 2005

  К началу страницы