Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ

Орленко И.Ф.

Необычное задание

Морской сборник, №8, 1977


В ходе наступления войск Ленинградского фронта в 1944 г. 51-му минно-торпедному полку ВВС БФ была поставлена сложная задача: разрушить плотину электростанции Свирь-3. Необходимость этого вызывалась следующими обстоятельствами. Гитлеровцы создали мощные оборонительные сооружения выше ГЭС, которые дополнялись естественным препятствием – скоплением воды на Свири. При наступлении ниже плотины наши войска находились бы под угрозой затопления, если немцы неожиданно открыли шлюзы. Следовало взорвать плотину и спустить воду.

Плотина представляла линейную цель длиной 300 м, шириной 13 м. Глубина водоема перед ней – 15 м. Инженеры указали на наиболее уязвимую ее часть – шандорный затвор (железобетонное сооружение в левой части, используемое во время ремонта для временного удержания воды) длиной 35 м. Он-то и являлся ахиллесовой пятой всего гидротехнического узла, и по нему решено было нанести удар. Таким образом, размер цели в длину сократился до 35 м!

Согласно классической методике при горизонтальном бомбометании для попадания в цель 43 бомб ФАБ-500 (а именно такое количество требовалось для уничтожения бетонного сооружения) нужна не одна сотня самолето-вылетов! Естественно, такая цифра была для нас фантастикой. Мы имели 8 «Бостонов» и 5 ИЛ-4 (2 торпедоносца и 3 миноносца). Этими малыми силами и следовало решать задачу. Прикинули замысел: первыми вылетают торпедоносцы, за ними топмачтовики и последними сбрасывают плавающие мины самолеты-миноносцы. Для развития успеха предусматривались повторные удары.

Пришлось подумать и о боезапасе. Чем больше калибр бомб, тем лучше. У нас были ФАБ-1000, но только для четырех «Бостонов», оборудованных наружными держателями. Лимитировала и взлетно-посадочная полоса аэродрома: бомбовая нагрузка не более 1500 кг! Нашли следующий выход: 4 топмачтовика могли взять по одной 1000-кг и по одной 500-кг бомбе, подвешенных снаружи. Остальные, имевшие только внутрифюзеляжную подвеску, – по четыре ФАБ-250. Взрыватели установили с постоянным замедлением в 22 с, что позволяло самолетам уйти на безопасное расстояние.

К операции готовились тщательно. Организовали практические тренировки на морском полигоне Ладоги. На берегу известью почти в натуральную величину была изображена плотина. Каждый экипаж сделал по ней 2-3 захода. Так как опыта использования бомб крупного калибра по таким целям еще не имелось, то провели практические топмачтовые бомбометания в воду с применением ФАБ-500 и ФАБ-1000, что дало летчикам определенные навыки. Тщательно изучили район цели, отработали точность выхода на бреющем полете. Развернули боевую подготовку по полной схеме.

19 июня командующий ВВС БФ генерал М. Самохин поставил задачу экипажам. С рассветом следующего дня вылетела пара торпедоносцев. Однако им не повезло. Один самолет не дошел до цели и был сбит, другой из-за тумана в районе ГЭС возвратился. Таким образом, вся тяжесть операции легла на топмачтовики.

В первой паре летел командир эскадрильи капитан И. Тихомиров с ведомым лейтенантом Кантаровским. За ними в установленное время поднялись остальные три пары: старший лейтенант Н. Филимонов с младшим лейтенантом Сенюгиным, старший лейтенант Е. Николенко с младшим лейтенантом Б. Семеновым, лейтенанты И. Сачко и П. Шилкин.

Полет проходил на высоте 20-30 м. Так как цель находилась непосредственно за линией фронта, в боевые порядки, обеспечивавшие противозенитный маневр, построились заранее. Расчетное время лежания на боевом курсе 3-5 с. Шли в сопровождении истребителей.

И вот плотина в центре сетки прицела! При первом ударе по правому отсеку шандорного затвора было сброшено 24 бомбы. Достигнутая вероятность попадания весьма высокая – 0,66. В результате налета удалось подорвать подводную часть, водопад резко усилился, уровень воды заметно упал. При выходе из атаки старший лейтенант Николенко огнем крупнокалиберных пулеметов рассеял группу фашистских солдат. Все наши самолеты возвратились благополучно.

Затем удар повторили. Сбросили 10 бомб, отмечено два прямых попадания. Отсек шандорного затвора взорван, образовалась брешь до 12 м. Дерзкий, грамотный маневр при ударе и отходе позволил, несмотря на интенсивный зенитный огонь врага, обойтись без потерь.

На следующий день последовал третий, завершающий удар! В плотине образовалась вторая брешь, уровень воды еще больше понизился. Задачу решили с минимальной затратой сил. 24 самолето-вылета вместо нескольких сотен. Средняя достигнутая вероятность – 0,53.

Таким образом, правильная оценка противника, его слабых и сильных сторон, целенаправленная подготовка, выбор топмачтовиков как главной ударной силы по сухопутному «кораблю» решили успех. Балтийские летчики, применив тактические приемы «морской войны», сумели практически без потерь поразить малоразмерную прочную цель и этим способствовали успешному наступлению наших войск.

  К началу страницы