Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ

Полковник в отставке И. Орленко

Развитие тактики минно-торпедной авиации
в Великой Отечественной войне

(По опыту боевых действий ВВС БФ)

«Морской сборник», №8, 1980

Нумерованные подзаголовки и иллюстрации добавлены bellabs


1. Начальный этап войны на Балтике

МИННО-ТОРПЕДНАЯ АВИАЦИЯ (МТА) как род военно-воздушных сил Балтийского флота была создана незадолго до Великой Отечественной войны. В ходе боевых действий она играла роль основной ударной силы при уничтожении крупных боевых кораблей и транспортов противника в море и базах.

К началу войны в составе МТА находился только один 1-й минно-торпедный полк, который подчинялся непосредственно командующему ВВС БФ. Из пяти эскадрилий, входивших в него, только две были подготовлены к нанесению торпедных ударов по кораблям днем в сложных метеоусловиях, а три переучивались на новую материальную часть. В ходе войны с увеличением самолетного парка МТА была сведена в авиабригаду, а затем в авиадивизию, куда также входили истребительные полки. Основным самолетом того времени был ДБ-ЗФ (ИЛ-4).

Новый род морской авиации, естественно, не имел и боевого опыта. Он приобретался в тяжелых схватках с врагом.

ЗАДАЧИ, ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МТА, тактика ее действий определялись складывавшейся обстановкой, а также изменением самолетного парка.

Захват противником Прибалтики и угроза его прорыва к Ленинграду не могли не отразиться на задачах, которые пришлось решать авиации БФ. С первых же дней войны одной из главных задач МТА была поддержка сухопутных войск. Она принимала активное участие в обороне Либавы, Таллина, Ханко, Моонзундских о-вов, Ленинграда.

Помимо поддержки сухопутных войск, МТА наносила торпедные и бомбовые удары по транспортам и кораблям в море и базах, ставила мины.

Всего за первые шесть месяцев войны МТА произвела 1520 самолето-вылетов, из них 1170 для нанесения ударов по сухопутным войскам, аэродромам, Берлину (август-сентябрь 1941 г.) и на ведение воздушной разведки 1 .

За проявленные личным составом храбрость и мужество при решении сложных задач 1-й минно-торпедный полк в январе 1942 г. в числе первых авиационных частей Военно-Морского Флота был преобразован в гвардейский. Вместе с 57-м бомбардировочным авиаполком они составили 8-ю авиабригаду ВВС БФ.

Непрерывное участие МТА в оборонительных боях 1941 г. привело к значительному уменьшению ее численности. Почти полностью были потеряны самолеты и кадры летного состава, подготовленные в довоенное время. Если к началу войны минно-торпедная авиация имела 61 самолет и затем пополнилась еще 29 машинами, то к январю 1942 г. их осталось только 13, т. е. около 14 %. Были приняты меры к наращиванию всех видов авиационной техники и совершенствованию ее качества.

2. Крейсерские полеты торпедоносцев 1-го ГМТАП

В 1942 г. по распоряжению Генерального штаба минно-торпедная авиация использовалась преимущественно по прямому назначению, так как немецко-фашистское командование с целью воспрепятствовать выходу советских подводных лодок в Балтийское море значительно увеличило в Финском заливе число противолодочных сил и средств. На театре создалась крайне сложная обстановка.

С 1943 г. морская авиация стала играть роль главной ударной силы в решении задач на море. Торпедоносцы широко привлекались к нанесению торпедных ударов по транспортам и боевым кораблям в Финском заливе. Начало положили экипажи В. Балебина, А. Пяткова и Г. Червоноокова.

Уже первые вылеты одиночных торпедоносцев показали высокую эффективность торпедного оружия. Именно они позволили в дальнейшем выработать приемы атак различных целей с применением низкого торпедометания, а затем усовершенствовать и тактику действий в крейсерских полетах.

В 1943 г. после прорыва блокады Ленинграда минно-торпедная авиация получила возможность действовать далеко за пределами Финского залива – в средней и северной частях Балтийского моря. К этому времени значительно увеличился и самолетный парк: в составе ВВС флота имелось 306 бомбардировщиков, торпедоносцев и штурмовиков.

Основным приемом боевых действий на коммуникациях противника оставались крейсерские полеты. Их суть заключалась в том, что поиск и атаку судов противника торпедоносцы вели одиночно в заданном районе моря.

Выбор такой тактики был обусловлен тем, что немецкие транспорты в то время, уверенные в безнаказанности, ходили, как правило, без охранения.

В целях скрытности на задание вылетали в основном ночью с расчетом быть в районе поиска на рассвете. Дневные полеты производились только в сложных метеоусловиях, так как не было возможности обеспечить торпедоносцы прикрытием истребителей из-за их малого радиуса действий.

Маршруты полетов прокладывались над территорией Эстонии и Финляндии, над малонаселенной, покрытой лесами и болотами местностью, что позволяло избегать активного противодействия вражеской ПВО.

3. Трудности крейсерских полетов

Находясь на большом удалении от своих баз, торпедоносцы преодолевали немало трудностей.

Во-первых, экипажам самолетов МТА в открытом море до появления истребителей дальнего действия ЯК-9ДД приходилось рассчитывать только на средства самообороны.

Во-вторых, торпедометание производилось с высоты не более 30 м и на расстоянии от цели всего лишь 600-800 м, т. е, в зоне интенсивного огня корабельной зенитной артиллерии. Кроме того, торпеда 45-36-АН – основное оружие торпедоносцев – не выдерживала больших скоростей сбрасывания. Поэтому летчики на завершающем этапе атаки вынуждены были уменьшать скорость полета, а чтобы добиться большей вероятности попадания, следовали постоянным курсом. В результате сам самолет превращался в малоподвижную воздушную мишень.

В-третьих, малая высота сбрасывания торпеды давала возможность противнику использовать по низколетящим самолетам всю корабельную артиллерию. Особую угрозу представляли малокалиберная автоматическая зенитная артиллерия, строенные и счетверенные пулеметы. Использовался даже главный калибр кораблей охранения, снаряды которых при падении в воду поднимали водяные столбы, достигавшие высоты полета торпедоносца. Зенитная артиллерия среднего и крупного калибров ставила огневую завесу на пути движения самолетов. Применялся и такой способ стрельбы: зенитчики били по воде, снаряды рикошетировали, разрывались и создавали стену из осколков.

В-четвертых, подбитым торпедоносцам не всегда удавалось дотянуть до берега и приходилось садиться на воду. Но и при благополучной посадке опасность не уменьшалась, так как самолет мог держаться на воде только 2 мин. Поэтому командование при планировании полетов заблаговременно предусматривало меры по спасению летчиков, оказавшихся в воде.

Несмотря на значительные трудности, в 1943 г. балтийские летчики совершили 229 крейсерских полетов, из них 93 закончились торпедной атакой. Всего в течение лета и осени было потоплено 46 транспортов  2 .

Выполняя боевое задание, каждый экипаж вырабатывал свои приемы боя. Затем на разборах они анализировались, лучшие из них рекомендовались летному составу и в дальнейшем составляли основу тактики крейсерских полетов и действий торпедоносцев группами.

4. Тактика конвоев. Формирование 51-го МТАП

Появление наших торпедоносцев на коммуникациях противника в Балтийском море было для него полной неожиданностью. Балтика перестала быть «внутренним морем» фашистской Германии. Транспорты стали плавать в конвоях с сильным корабельным охранением. С воздуха их прикрывала истребительная авиация.

С изменением обстановки на театре изменились формы и способы действий авиации на морских коммуникациях. Парк МТА вырос и пополнился новыми самолетами, повысилось мастерство летного состава. Начали внедряться тактические приемы совместного использования торпедоносцев и топмачтовиков.
К середине 1944 г. балтийская авиация насчитывала свыше 800 самолетов, в том числе 73 торпедоносца, 91 бомбардировщик, 231 штурмовик. Парк истребителей возрос до 426 единиц 3 , что позволило организовать более надежную защиту МТА от атак воздушного противника. Появились новые торпедоносцы A-20 ДО. Число самолетов минно-торпедной авиации удвоилось. Был сформирован 51-й минно-торпедный авиационный полк.

Он пополнялся экипажами с самой различной подготовкой: от летчиков гражданской авиации, которые владели техникой пилотирования в совершенстве, но не имели ни малейшего представления об использовании минно-торпедного оружия, до молодых летчиков, окончивших училище по программе военного времени в сокращенные сроки. Наиболее слабым местом в их подготовке было выполнение противозенитного маневра в районе цели, когда летчик на малой высоте, почти над водной поверхностью, буквально бросает самолет из стороны в сторону. Не умея этого делать, летчик практически не мог воевать.

Пробелы устранялись в ходе боевой подготовки на прифронтовых полигонах. Од нако, оборудованные щитами и катерами, они не могли дать полного представления об атаке вражеских кораблей в открытом море. Это искусство приходилось постигать в боевой обстановке. Закончив летную подготовку, летом 1944 г. 51 мтап перебазировался в Прибалтику на освобожденные аэродромы.

Эффективность ударов МТА по вражескому судоходству в 1944 г. возросла по сравнению с 1943 г. более чем в 7, а в 1945 г. – более чем в 11-12 раз 4 .

5. Топмачтовое бомбометание

Количественный и качественный рост авиации БФ позволил торпедоносцам атаковать вражеские корабли и транспорты после предварительного подавления огня их зенитной артиллерии.

Вблизи побережья и в базах эту задачу с успехом решали штурмовики ИЛ-2, имевшие мощное вооружение: пушки, реактивные снаряды, бомбы. Когда же торпедоносцы действовали вдали от берега и ИЛы не могли их обеспечивать, применялось топ-мачтовое бомбометание, которое позволяло не только уничтожать суда и боевые корабли, но и подавлять корабельные зенитные огневые средства с целью обеспечения боевых действий основных ударных сил.

При топ-мачтовом методе бомбы сбрасывались на уровне топовых огней корабля. Смысл его заключался в том, что самолет подходил к цели на высоте 20-30 м и на удалении 200-250 м от нее сбрасывал серию бомб. Сброшенные на малой высоте, они не успевали перейти в вертикальное положение и, имея поступательное движение, ударялись плашмя о водную поверхность, рикошетировали и попадали в борт корабля. Как показал боевой опыт, при удачном сбрасывании серии из четырех бомб по крайней мере три из них поражали цель.

Еще одно немаловажное свойство топ-мачтового бомбометания состояло в том, что взрыв происходил ниже бортового бронированного пояса и даже под днищем корабля, т. е. в наиболее уязвимом месте. Это было возможно на мелководье (в базах и на рейдах), когда бомбы падали на грунт и взрывались под кораблем. Так были потоплены немецкие крейсер ПВО «Ниобе» (16 июля 1944 г.) в военно-морской базе Котка и учебный линкор «Шлезиен» (4 мая 1945 г.) в Померанской бухте.

Топ-мачтовое бомбометание значительно проще торпедирования. Поэтому все молодые летчики в первые боевые вылеты брали, как правило, бомбы, а когда приобретали опыт, получали право летать с торпедами. Само прицеливание и применение оружия топ-мачтовиками также ничего сложного не представляло. Нужно было только подойти на дистанцию сбрасывания. К тому же летчики не были так жестко связаны в маневре, как при торпедометании. Это позволяло им успешно преодолевать зону ПВО кораблей. Самолеты сближались с целью на максимальной скорости, резко маневрировали в зоне интенсивного огня ЗА и в свою очередь использовали против нее всю мощь пулеметно-пушечного огня. Эффективность такого бомбометания была весьма высокой, но выполнение маневра требовало от летного состава большого мужества.

6. Действия пары торпедоносец-топмачтовик и группы 2+2

Схема синхронной атаки пары торпедоносец + топмачтовик

Фото: выход в атаку пары торпедоносец + топмачтовик

Предварительное нанесение ударов топмачтовиками способствовало более успешной деятельности торпедоносцев. В дальнейшем они часто использовались в тесном взаимодействии. Наименьшей тактической единицей было звено (группа), состоявшее из 4 самолетов (2 торпедоносца и 2 топмачтовика). Они действовали попарно: торпедоносец и топмачтовик.

Эта схема родилась в 51 мтап весной 1944 г. Ее инициаторами были помощник командира полка майор И. Пономаренко и флагманский штурман майор Г. Заварин. Впоследствии такая организация удара составляла основу действий тактических групп самолетов.

Группа действовала следующим образом. По маршруту звено (группа) летело плотным строем в немедленной готовности отразить нападение вражеских истребителей. Звено из 4 самолетов, вооруженное большим количеством крупнокалиберных пулеметов, было способно защитить себя от атак такого же количества самолетов противника. Полет на малой высоте (на средних высотах торпедоносцы летали редко) исключал возможность атак с нижней полусферы, где защита у торпедоносцев была слабая.

Обнаружив конвой, командир группы принимал решение на атаку. Выводил самолеты на выгодные направления и курсовые углы, назначал цели каждой паре. Если же в назначенном районе цели не обнаруживали (случалось в плохую видимость), то указывался новый район поиска. За 5-6 км до противника по радио или эволюцией самолета подавалась команда: «Приготовиться к атаке». Группа сразу же расходилась попарно на указанные цели. На удалении 2-3 км oт цели ведущие (как правило, торпедоносцы) командовали: «Атака». Топмачтовик прибавлял газ, набирал предельную скорость, выходил вперед, бомбами и огнем крупнокалиберных пулеметов расчищал путь торпедоносцу и тем самым обеспечивал ему выход в атаку. В процессе атаки выполнялся противозенитный маневр; огонь крупнокалиберных пулеметов поочередно переносился с одной огневой точки врага на другую. Это оказывало сильное психологическое воздействие на артиллерийские расчеты. Можно было наблюдать, как с подходом трассы пуль они сразу же прекращали стрельбу.

Торпедоносец до возможного минимума уменьшал скорость и подходил на дистанцию сбрасывания торпед.

Маневр торпедоносца и топмачтовика строился так, чтобы торпеды и бомбы сбрасывались одновременно: торпедоносец – с дистанции 600-700 м, топмачтовик – 200-250 м.

После применения оружия торпедоносцы увеличивали скорость. Выполняя резкий противозенитный маневр до выхода из зоны интенсивного огня зенитной артиллерии, они продолжали полет в направлении зоны сбора группы, которая назначалась в безопасном от воздействия противника районе.

Вообще же тактические приемы нанесения ударов по кораблям в каждом конкретном случае были настолько разнообразны, что подвести их под общую «рубрику» трудно. Конечно, и у торпедоносцев, и у топмачтовиков были свои определенные нормы тактики. Но весьма сложная боевая обстановка вынуждала каждого летчика постоянно искать новые приемы боя.

7. Важность своевременного выхода в атаку

Обращалось внимание на такой важный элемент атаки, как ведение огня по цели из пулеметных установок. Опыт показал, что иногда (особенно в первых полетах) экипажи допускали серьезные ошибки. Сказывалось отсутствие навыков в определении расстояния до цели над водной поверхностью, так как на временных полигонах, где проходила подготовка новых экипажей, обстановка существенно отличалась от боевой. По малоразмерным целям трудно было выработать глазомер. Не было возможности проводить тренировки в обнаружении судов водоизмещением 5-8 тыс. т (примерно такие противник имел на Балтике) в открытое море в условиях, приближенных к боевым. В результате группы иногда ошибались в определении первоначальной дистанции и развертывались преждевременно. Топмачтовики открывали огонь на большом удалении от намеченного объекта атаки, порой с дистанции 10-15 км. Естественно, это никакого вреда противнику не причиняло. Терялся также фактор внезапности. Кроме того, нарушалось взаимодействие между топмачтовиком и торпедоносцем.

Так, 14 сентября 1944 г. пара самолетов 51 мтап вылетела на боевое задание. Данных воздушной разведки и истребительного прикрытия не было. Экипажам предстояло самим произвести поиск конвоев в северной части Балтийского моря, а при обнаружении атаковать их и сообщить на КП. В районе Таллина они заметили транспорт в охранении двух сторожевых кораблей. Ведущему показалось, что противник совсем рядом, и он подал команду «Атака». Топмачтовик на максимальной скорости вышел вперед, чтобы огнем своих крупнокалиберных пулеметов и бомбовым ударом по кораблям охранения обеспечить действия торпедоносца. Однако по неопытности экипажей атака, началась слишком рано. До цели было около 20 км, в то время как огонь обычно открывали с дистанции не более 3 км. В результате немецкие корабли сосредоточили весь огонь вначале по топмачтовику, который оказался далеко впереди, а затем по торпедоносцу. Хотя транспорт и удалось потопить, но торпедоносец погиб, а топмачтовик получил серьезные повреждения.

Только несколько позже, после неоднократно проведенных боев, достигалось хорошее взаимодействие торпедоносца с топмачтовиком, вырабатывались нужные навыки в определении расстояния до цели, в использовании огня передних пулеметов самолетов.

8. Отработка элементов боя на полигоне

При постановке задач на боевой вылет экипажи всегда нацеливались на наиболее важные элементы боя. На полигоне отрабатывался противозенитный маневр от начала атаки и до выхода из зоны огня зенитной артиллерии, ибо летчики иногда пренебрегали этим обязательным маневрированием после нанесения удара. Такая беспечность дорого обходилась.

Большое значение придавалось отработке техники пилотирования при одном поврежденном моторе на бреющем полете. В подобных условиях экипаж часто не маневрировал, все свое внимание сосредоточивал на том, чтобы удержать самолет в горизонтальном полете, ослаблял наблюдение за воздухом и поэтому не всегда своевременно обнаруживал вражеские истребители.

Тщательно отрабатывали и управление группой. Практика еще раз подтвердила святую истину, что успех в бою достигается не только дерзостью атак, смелыми и решительными действиями, применением эффективных тактических приемов, но и четким управлением группой в течение всего полета, особенно в момент ее развертывания для атаки, а также слаженностью действий всех экипажей. Поэтому необходимо было тщательно подбирать ведущих, настойчиво вырабатывать у них командирские навыки. Требовалось, чтобы каждая команда ведущего, каждое его действие были осмыслены до конца и исключали двоякое толкование.

Молодой, еще не обстрелянный летчик многое в обстановке не замечает и не всегда может правильно ее оценить, всецело полагаясь на ведущего и полностью ему доверяя. В связи с этим при полетах с молодыми пилотами требовалась особая четкость руководства их действиями. Только тогда можно было рассчитывать на успех и предотвратить неоправданные потери.

9. Тактика доразведки

Следует отметить еще один немаловажный элемент в боевом использовании групп торпедоносцев в плохих метеоусловиях зимой 1944/45 г. К тому времени они действовали на коммуникациях в основном по данным воздушной разведки и только за редким исключением – методом крейсерских полетов. Но бывали и такие курьезы, когда, имея данные разведки, ударные группы цели не обнаруживали. Тогда в район предполагаемого нахождения противника стали высылать самолет на доразведку. В его задачу входило: установить контакт с конвоем и наблюдать за ним до подхода ударных групп, затем навести самолеты на цель и зафиксировать результаты удара.

Самолету-разведчику приходилось осуществлять наблюдение под огнем зенитных установок неприятеля. Не исключалась встреча и с вражескими истребителями. Поэтому к ведению доразведки привлекались хорошо подготовленные экипажи, умевшие уверенно летать в сложных погодных условиях и разбираться в кораблях противника. Успешно вели доразведку экипажи В. Астукевича, Г. Позника, В. Петрова и другие.

Враг часто менял тактические приемы, совершенствовал оружие. В наиболее опасных от ударов авиации местах при проводке конвоев гитлеровцы умело использовали плохие метеоусловия, применяли корабли-ловушки с мощным зенитным вооружением, замаскированные под транспорты и следовавшие, как правило, без охранения.

Совершенствовала и меняла тактические приемы и наша морская авиация. Стало применяться высотное торпедометание. Удары наносились массированно, иногда и всем составом ВВС БФ. Ни один вражеский конвой или отряд боевых кораблей, обнаруженный разведчиками, не уходил безнаказанно.

10. Оценка эффективности действий МТА

...Так в течение всей Великой Отечественной войны развивалась тактика минно-торпедной авиации, что обеспечивало достижение высоких результатов в борьбе с противником. Об эффективности ее действий свидетельствует тот факт, что она уничтожила транспортов и кораблей почти в 1,5 раза больше, чем бомбардировочная и штурмовая авиация 5 . МТА потопила торпедами 114 судов и кораблей. Более 200 кораблей и транспортов потоплено и повреждено при нанесении совместных ударов с топмачтовиками, пикирующими бомбардировщиками и штурмовиками. Самолеты МТА выставили у военно-морских баз, портов и на путях движения судов в море 1588 мин 6 .

Летчики минно-торпедной авиации Балтийского флота внесли весомый вклад в дело победы, обогатили советское военно-морское искусство.


Примечания

ЦВМА, ф. 122, д. 8008, лл. 6, 30, 73-74.
Краснознаменный Балтийский флот в битве за Ленинград. 1941-1944 гг.
«Наука», 1973, с. 279.

П. Н. Иванов. Крылья над морем.
Воениздат, 1973, с. 145.

В. И. Ачкасов, Н. В. Павлович.
Советское военно-морское искусство в Великой Отечественной войне.
Воениздат, 1973, стр. 272.

В. И. Ачкасов, Н. В. Павлович.
Советское военно-морское искусство в Великой Отечественной войне.
Воениздат, 1973, стр. 319.

ЦВМА, ф. 122. д. 36846, лл. 496, 497.

  К началу страницы