Как нарисовать
классический лабиринт

Рисуем лабиринт шартрского типа

Chartres style labyrinth


Увеличить

Шаг 1. Разметка

  • Нарисуйте концентрические окружности:
    • 12 окружностей – для канонического лабиринта шартрского типа с 11-ю дорожками.
      11 в церковном символизме – несовершенное, «греховное» число, «больше числа заповедей, но меньше числа апостолов»
    • 8 окружностей – для уменьшенного лабиринта с 7-ю дорожками
  • Нарисуйте вертикальную и горизонтальную оси
  • Вход в лабиринт, расположенный на полу, чаще всего направлен на запад.
    В лабиринте, нарисованном на листе, вход обычно снизу (= запад средневековых карт)
  • Нарисуйте вспомогательные линии, параллельные осям и отстоящие на ширину дорожки:
    • По бокам и сверху должно быть по 3 линии
    • Снизу (у входа) должно быть 5 линий

Шаг 2. Сплошной радиус и крайние стенки

  • Нарисуйте снизу вдоль вертикальной оси единственный радиус, пересекающий лабиринт от внешней стенки до внутреннего «дома»
  • Нарисуйте внешнюю стенку, оставляя вход в лабиринт слева от стенки-радиуса
  • Нарисуйте стенку внутреннего «дома», оставляя вход в него справа от стенки-радиуса

Шаг 3. Круговые стенки, примыкающие к радиусу

  • Найдите среднюю дорожку (выделена желтым цветом)
  • От вертикального радиуса нарисуйте влево круговую стенку, ограничивающую среднюю дорожку снизу
  • От вертикального радиуса нарисуйте вправо круговую стенку, ограничивающую среднюю дорожку сверху
  • Обе круговые стенки заканчиваются, немного не достигая горизонтальной оси (на вспомогательной линии)

Шаг 4. Горизонтальные перемычки

  • На горизонтальной оси нарисуйте две перемычки длиной в две дорожки – их середины должны находиться напротив концов круговых стенок
  • Нарисуйте остальные горизонтальные перемычки – они должны быть шириной в две дорожки, и между ними должен быть разрыв в одну дорожку
  • На вспомогательных линиях выше и ниже горизонтали поставьте точки напротив середин перемычек

Шаг 5. Верхние перемычки

  • Верхние перемычки должны располагаться так, чтобы ни одна из них не пересекала среднюю дорожку (выделена желтым цветом)
  • На вспомогательных линиях слева и справа от вертикали поставьте точки напротив середин перемычек

Примечание

  • Можно сразу нарисовать все перемычки слева, сверху и справа – но для этого нужно запомнить значения отступов от первой перемычкой до внешней стены.
    Удобно воспользоваться мнемоническим правилом:
    • В лабиринте с 11-ю дорожками последовательность отступов (если считать по часовой стрелке) равна наименьшему трехзначному числу, которое можно составить из цифр 0, 1, и 2 – то есть 102
    • В лабиринте с 7-ю дорожками – наибольшему трехзначному числу из цифр 0, 1, и 2 – то есть 210

Шаг 6. Нижние перемычки

  • От левой границы входа в лабиринт нарисуйте вертикально вверх перемычку, не достигающую левой круговой стенки
  • От правой границы входа в «дом» нарисуйте вертикально вниз перемычку, не достигающую правой круговой стенки
  • На тех же вертикалях нарисуйте еще две перемычки – такой же длины, но не касающиеся никаких стен
  • На внешних вспомогательных линиях поставьте точки напротив всех нижних перемычек – точки ставятся через одну дорожку, с отступом в одну дорожку от краев перемычек

Шаг 7. Построение всех оставшихся круговых стенок

  • В точках стенки начинаются/заканчиваются
  • У нижних перемычек (отмеченных синим цветом) стенки начинаются/заканчиваются
  • Стенки, касающиеся горизонтальных и верхних перемычек (отмеченных зеленым цветом) – продолжаются дальше

Смещение нижних перемычек

  • В лабиринте Шартрского собора нижние перемычки смещены на половину ширины дорожки влево – чтобы на вертикальной оси оказалась не стенка-радиус, а середина дорожки входа в «дом» (это смещение не обязательно и не реализовано во многих других лабиринтах шартрского типа)
  • Если вам хочется соблюсти такое расположение перемычек – на первом же шаге построения сместите влево на половину ширины дорожки все 5 нижних вертикальных вспомогательных линий

Проверка построения

Чтобы убедиться, что вы правильно построили лабиринт, «пройдите» по нему карандашом. В правильном лабиринте на пути от внешнего входа до «дома» карандаш закрасит все проходы (это не единственное условие безошибочности построения, но обычно его достаточно для выявления случайной ошибки)


Увеличить