Критический обзор концепции ОМС

Ложное утверждение о новизне и инновационности

Главный идеолог проекта ОМС любит подчеркивать революционность и нетривиальность своих идей – причем не только в пределах России, но и в мировом масштабе:

«Я совершенно твердо могу сказать, что в мире движутся ровно вслед за нами, что здесь мы некоторым образом продвинулись вперед.» (Интернет-конференция «Школьная информатизация»)

Завидная самоуверенность. Попробуем, однако, выяснить, подтверждается ли она реальными фактами.


С чем можно и нужно сравнивать концепцию ОМС

Г-н Осин предпочитает использовать в качестве «спарринг-партнеров» два типа образовательного контента:

  1. Продукты на CD (очевидно, до-модульной эпохи, поскольку вообще-то на CD можно записать что угодно) – то есть в первую очередь архаичные мультимедиа-энциклопедии, на производстве которых все прошлые годы специализировался сам г-н Осин. Поскольку в последнее десятилетие мультимедийность ради мультимедийности во всем мире вышла из моды и решающее значение приобрела интерактивность и рациональная модульная сетевая архитектура, Александру Васильевичу также пришлось сменить приоритеты;

  2. Ресурсы интернет – не конкретизированные, а лишь снабженные устойчивым эпитетом «преимущественно текстографические». Такое сравнение, правда, не имеет смысла – поскольку в сети интернет может быть размещено что угодно, в том числе объекты любой сложности, интерактивности и мультимедийности.

Гораздо меньше говорится о наиболее распространенных в наши дни формах существования электронного образовательного контента:

  1. Учебные модули и курсы, выполненные в соответствии с международными спецификациями IMS, SCORM и др.

  2. Разработки, пытающиеся следовать международным спецификациям хотя бы в основных чертах – например, созданные в рамках завершившегося в России проекта «Информатизация системы образования» (ИСО), проведенного под эгидой НФПК в 2005-2008 годах. Следуя доминирующей в наши дни тенденции, г-н Осин пытается причислить к этому классу и свою концепцию ОМС – хотя на самом деле, как мы увидим ниже, избранные им технологические решения ведут в неразрешимый тупик.


Есть ли принципиальная новизна и выигрышность в предлагаемых решениях

Докладчиком сказано много нового и интересного.
К сожалению, интересное не ново, а новое не интересно.

Научный фольклор

Сравнение революционных разработок г-на Осина с современными решениями в сфере электронного образования обескураживает – оно не только не выявляет новизны концепции ОМС, но и отчетливо показывает ее откровенную слабость.

Давайте сведем в таблицу основные параметры сравниваемых решений. Концепции ОМС уделим сразу три колонки: что планировалось в 2006 году (т.н. «Унифицированные требования», УТ), что планируется сейчас («Унифицированные требования расширенные», УТР) и что мы имеем в наличии на конец 2008 года.

  Немодульные
энциклопедии
1990-е
IMS,
SCORM
1998-08
Проекты
ИСО
2005-08
УТ
ОМС
2006
УТР
ОМС
2008
Реально
ОМС
2008
Интерактивный мультимедиа-контент
1.Интерактив +++ +++
2.Мультимедиа +++ +++
3.Моделинг +++ +++
4.Производительность +++ +++
Модульность
5.Модульность ++ +++
6.Атрибутирование и поиск по метаданным ++ ++
7.Агрегирование, курсы, траектории ++ ++
8.Электронный журнал +++ ++
9.Ссылки между модулями, общие файлы +++ ??
Интернет-ориентированность
10.Дистанционное обучение / потенциально +– / +
11.Воспроизводимость в интернет ++
12.Клиент-серверная архитектура ++
Стандартизация
13.Международный стандарт / потенциально +– / +
14.Кроссплатформенность ++ +
15.Стандартные плееры ++
Открытость
16.Открытость для обмена / потенциально +– / +
17.Открытость для копирования ++ +++
18.Возможность внесения изменений ++ +++
19.Полная открытость для редактирования +
20.Поддержка основных медиа-форматов ++ +

Цветом обозначено:
 здесь в ОМС меньше, чем в SCORM и ИСО
 здесь в ОМС больше, чем в SCORM и ИСО

Как видим, во многих ключевых пунктах технология ОМС проигрывает современным образовательным ресурсам не только в реалиях сегодняшнего дня (дескать, нам просто не хватило времени и денег: дайте еще побольше лет и побольше миллионов – и все засияет), но и в целом по своей несовершенной идеологии и тупиковой технологической архитектуре.

В доказательство качества своей концепции, г-н Осин любит ссылаться на уже созданные учебные модули. Профессионализм многих разработчиков нам хорошо известен, но мы здесь обсуждаем не их способности. Мы анализируем: сегодняшняя концептуальная и технологическая база ОМС помогает или мешает разработчикам достигать результатов высокого качества?

Читать дальше >>

  К началу страницы