bellabs Home Page
  
 

АВТОПРОБЕГ СТОКГОЛЬМ–ОСЛО–ФЬОРДЫ


Общее описание

План путешествия
Stockholm
Музей корабля Vasa
Исторический музей
Архипелаг
Stockholm-Oslo
Наскальные рисунки (Tanum)
Комплекс Anundshog
Рунический камень (Rok)
Oslo
Корабли викингов
Музей Kon-Tiki
Музей корабля Fram
Фьорды
Oslo – Kinsarvik
Kinsarvik – Laerdal
Laerdal – Lom
Lom – Andalsnes
Rambler's Top100

Rambler's Top100


 

НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ В ТАНУМЕ (Tanum)


Петроглифы (греч. petros – камень и glyphe – резьба), высеченные на скалах в провинции Бохуслен (Bohuslän) – одно из наиболее значимых исторических сокровищ Скандинавии. Больше нигде в Европе нет такой концентрации выразительных и разнообразных наскальных изображений. Большинство рисунков найдено около Танума, и в 1994 году эта область получила статус «Мировое наследие» ЮНЕСКО.

Основная часть петроглифов в Бохуслене создана в эпоху поздней бронзы. Множество доисторических могил показывает, что в бронзовом веке (1800–500 гг. до н.э.) эта область была уже довольно плотно населена. Изображения сгруппированы более чем в 100 местах вдоль 25-километровой линии, которая в древности была берегом фьорда.

Изображения имели важное значение в дописьменных обществах и сам акт создания изображения был священным. Существовали очень строгие правила относительно того, что можно было изображать. Повторяются определенные мотивы: лодки, люди (часто воины), животные, телеги, плуги, диски и колеса, лунки. В то же время, изображения зданий, людей за работой, детей и тому подобных сюжетов, относящихся к повседневной жизни, полностью отсутствуют, а изображения женщин очень редки. Инструментом для высекания петроглифов в гранитных скалах служили твердые камни, такие как кварц или диабаз.

Большинство вырезанных фигур сейчас заполнено красной краской. Это было сделано работниками музея с целью облегчить изучение рисунков. Были ли петроглифы закрашены и в бронзовом веке – неизвестно.

Увеличить изображение в отдельном окне     4 основных участка, на которых сосредоточены петроглифы в районе Танума:

  • Витлюке (Vitlycke)
  • Аспебергет (Aspeberget)
  • Литслебю (Litsleby)
  • Фоссум (Fossum)

  • Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     На схематической карте окрестностей Танума не обозначен масштаб, поэтому дополняем ее картой на основе GoogleMaps. Расстояния для пешей прогулки не маленькие: от Витлюке до Фоссума около 5 километров. Переезжая от участка к участку на машине, мы потратили на осмотр около трех часов.


     
     


    VITLYCKE

    Увеличить изображение в отдельном окне     Наиболее крупная скала с петроглифами расположена непосредственно рядом с музеем.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Самая известная сцена Витлюке – пара «влюбленных», символизирующая сакральный брак. Этот ритуал хорошо известен в большинстве дохристианских религий, его цель – способствовать плодородию людей, животных и сельскохозяйственных культур. Часто встречается также миф о смерти человека или божества и его ежегодном воскрешении для совершения брачного обряда с богиней. Сцены брака повторяются на многих наскальных рисунках. Иногда «свадьба» происходит на борту судна, иногда в обряде участвует сразу несколько пар.

    Увеличить изображение в отдельном окне     В Бохуслене найдено по крайней мере 10 тысяч изображений лодок, высеченных на скалах – это самое часто встречающееся изображение. Члены корабельной команды изображены короткими штрихами. Иногда среди них можно увидеть несколько изогнутых линий, которые трактуют как изображение людей, трубящих в лур (простейший духовой инструмент типа рога). Иногда можно увидеть и более подробно прорисованные мужские фигуры, нередко с поднятыми топорами. Вероятно, изображения лодок символизировали плавание в загробном мире. Скандинавские погребения и в бронзовом и в железном веке также нередко имели форму лодок.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Камень Витлюке разделен надвое цепочкой из 70-ти лунок, предназначение которых неизвестно. Здесь цепочка пересекает сцену сражения. Мотив сражений часто встречается на скалах Бохуслена, но поскольку нет никаких изображений побежденных воинов, такие битвы могут представлять собой некоторую форму ритуального боя или конфликта между различными божественными существами.

    Увеличить изображение в отдельном окне     На этом рисунке мы видим человека, носящего рогатый шлем, и едущего в двухколесной телеге, запряженной лошадью или козой. Перед человеком изображение, похожее на змею. Многие исследователи полагают, что скандинавская мифология и ее боги Один, Тор и Фрея сформировались в позднем бронзовом веке. Если это так, то на рисунке может быть изображен Тор, в колесницу которого впряжен козел. Тогда «змея» перед Тором может символизировать вспышку молнии.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Даже если интерпретировать эту извилистую линию как змею, а не молнию, она все равно сохраняет связь с богом грома, поскольку змея была символом живительного дождя во многих дохристианских культурах. Если такая трактовка уместна, то изображение человека, стоящего перед длинной змеей с поднятыми руками, может означать молитву дождю, а не страх перед животным.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Изображение мужчины, совокупляющегося с животным. Рисунки такого рода не являются необычными, они служат символическим отражением ритуала, связанного с плодородием. Древнеримские источники сообщают, например, что у некоторых кельтских племен существовал обычай совокупления нового вождя племени с тёлкой (нетелившейся коровой) с последующим принесением ее в жертву.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Одно из немногих изображений женщины (они узнаются по собранным в косу волосам на затылке или по длинному закрытому платью). Женщина стоит на коленях около головы лежащего мужчины. Эту маленькую сцену обычно называют «Скорбящей женщиной», потому что одна из интерпретаций изображения предполагает, что мужчина мертв и женщина оплакивает его. Если такая трактовка верна, то этот рисунок – редкий пример изображения человеческой смерти.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Это маленькое изображение почти уникально – вероятно, это голубой кит. Несмотря на близость к морю, изображения рыб и морских млекопитающих чрезвычайно редки.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Погребальный курган из груды камней был сооружен людьми бронзового века. Такие курганы служили и визуальными ориентирами – как для людей местной общины, так и для приближающихся мореплавателей.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Между скальными выступами, покрытыми петроглифами, петляет лесная тропа, снабженная указателями. Камни значительно отличаются по своему размеру и по количеству изображений на них. Мы осматривали в основном самые крупные скопления рисунков, расположенные поблизости от автостоянок.

    Увеличить изображение в отдельном окне     На борту верхнего корабля изображены семь человек, один из них трубит в бронзовый лур. Перед ним стоит человек с поднятым в приветствии топором. Другие поднимают к небу весла. Команда большего судна изображена как ряд линий, выбитых в скале. Большинство наскальных рисунков было частью обряда похорон – люди бронзового века верили, что путь в царство смерти – это плавание на корабле.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Слева на фотографии видны маленькие «следы», ведущие к наполненному водой естественному углублению в скале. Следы могут символизировать присутствие божества, слишком сакрального, чтобы быть изображенным непосредственно. Поскольку такие же следы были найдены на похоронных урнах и могильных камнях, их считают также символом смерти.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Изображенная здесь группа птиц – вероятно, журавли. Журавли, как предполагается, символизируют возвращение весны. В ранних формах религии боги сами принимают форму птиц, позже птицы служат посыльными, или разыскивают богов или служат транспортом для них – например, Аполлон был принесен из Фракии лебедями.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне    


     
     
    К началу страницы

     


    ASPEBERGET

    Увеличить изображение в отдельном окне     Табличка сообщает, что эта скала закрыта для просмотра (засыпана), поскольку выгравированные на ней рисунки значительно разрушились за последние несколько лет из-за вредных примесей в атмосфере. Однако мы застали изображения открытыми.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Диск, окруженный странными выступами, удерживается двумя женщинами с длинными заплетенными волосами. Наиболее вероятное объяснение состоит в том, что диск представляет собой солнце, а его выступы – солнечные лучи. Женщины, возможно, были богинями или жрицами, принимающими участие в религиозной церемонии.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Изображения мощных быков выбиты в скале более чем на сантиметр вглубь. Быки имели важное религиозное значение, олицетворяли изобилие, силу и храбрость, и часто изображались повсюду в Европе. Сцена содержит также одно из очень редких изображений человеческого труда. Петроглифы никогда не изображали повседневную жизнь, и пахота – практически единственная форма работы, запечатленная в наскальных рисунках. Вероятнее всего, изображен символический обряд изобилия, призванный увеличить плодородие почвы. Инструментом служит соха, предшественник плуга.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Примечательно, что все доисторические луки, найденные археологами в Скандинавии – длинные, а на скалах изображены короткие луки с двумя изогнутыми плечами. Такой тип луков обычно используют при стрельбе с лошади, однако все лучники изображены только пешими. Присутствие коротких луков указывает на отдаленный контакт со всадниками Средней Азии. В бронзовом веке Скандинавия была частью обширной торговой сети, которая простиралась до Средиземного и Черного морей.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Воины выглядят угрожающе, но в Бохуслене не найдено ни одного изображения человека, убитого в бою. Возможно на рисунках – ритуальные сражения. Найденные большие топоры той эпохи были пригодны лишь для церемониального использования, как и щиты, слишком тонкие для реального сражения.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Эти лодки, расположенные одна над другой, вырезаны на пути стока дождевой воды. После дождя вода могла течь здесь в течение нескольких дней. (Сейчас скала ограждена по периметру бетонной опалубкой, препятствующей стоку воды по изображениям.)

    Увеличить изображение в отдельном окне     Справа вверху видно изображение четырехколесной повозки. Во многих частях Европы в бронзовом веке существовала практика использования повозки для похорон. Возможно, мы видим здесь именно символы похоронной церемонии.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Внимательный осмотр показывает, что копья у этих воинов были вырезаны позже, чем сами фигуры. По какой-то причине кто-то захотел усилить вооружение этих мужчин.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Человек, поднимающий над головой огромную руку, как бы удерживает 29 лунок – 4 ряда по 7 плюс одна. Возможно, изображение как-то связано с лунным календарем. (Период полной смены всех лунных фаз от новолуния до новолуния (синодический месяц) равен примерно 29,5 дням.)

    Увеличить изображение в отдельном окне     Фигура акробата, выполняющего сальто. Обычно такие акробаты выполняют свои трюки на борту лодки.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне    


     
     
    К началу страницы

     


    LITSLEBY

    Увеличить изображение в отдельном окне     Среди петроглифов на скальном массиве Литслебю доминирует гигантское (рост 2,3 м) изображение бога с копьем (возможно, прото-Один) – самое большое в Скандинавии. Ранние изображения на скале датируются серединой бронзового века (1200–1000 гг. до н.э.), а поздние относятся уже к раннему железному веку (500 г. до н.э. – 1 г. н.э. ), то есть в течение тысячи лет люди возвращались снова и снова, чтобы добавить очередные рисунки.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Следы ног встречаются в наскальных рисунках по всему миру. Около 600 таких изображений найдено и в Богуслане - как голых ног, так и подошв обуви 37-41 размера. Обычная интерпретация заключается в том, что отпечатки ног отмечают присутствие бога или богини, слишком священных, чтобы быть изображенными. В большинстве случаев ноги обращены к зрителю. Божество как бы стоит на скале и смотрит на своих почитателей, собравшихся внизу.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Из примерно 120 изображений на скале, около 80 – корабли.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     На носу и корме самых больших лодок изображены круги, внешняя часть которых разделена на 7, 9 или 13 частей. Каменные круги на земле, одна из разновидностей погребений бронзового и железного веков, часто состояли из 7, 9, 11 или 13 камней. Это указывает на связь кораблей с похоронными ритуалами, с путешествием в царство смерти.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Изображение всадника с копьем и прямоугольным «кельтским» щитом в руках примерно на тысячу лет моложе первых петроглифов Литслебю. Щиты прямоугольной формы появились лишь в раннем железном веке, заменив круглые щиты бронзового века.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Здесь нарисованы кони с открытой пастью, вероятно, ржущие.


     
     
    К началу страницы

     


    FOSSUM

    Увеличить изображение в отдельном окне     Наскальные изображения в Фоссуме выполнены на высоком художественном уровне и, как полагают, созданы одним мастером. Некоторые детали вооружения позволяют датировать рисунки приблизительно VI–VII вв. до н.э.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Женщина из Фоссума приветствует нас поднятой рукой. Лунка между ее бедрами обычно интерпретируется как как женские гениталии – символ жизни. Другая версия – изображено рождение ребенка.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Среди петроглифов часто встречаются зеркально-парные изображения. Здесь двое мужчин стоят вплотную спина к спине и каждый из них держит посох. Если интерпретировать эту сцену как ритуальный танец, то можно предположить, что удлиненные лица мужчин – магические маски с клювами птиц, и что танцоры представляют богов.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Мужчины, трубящие в лур, изображены в нескольких местах на скалах Танума. Можно предположить, что такие трубачи подавали сигнал сбора в беспокойные времена и при подходе некоторой опасности. Но лур играл существенную роль и на религиозных церемониях. Нередко использовались парные (зеркально симметричные) луры.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Еще в 1797 г. датский крестьянин нашел три пары луров в бывшем торфяном болоте. Один из этих луров в 1845 г. был подарен Николаю I и до сих пор находится в Эрмитаже (цветное фото сделано датчанами в 1988 г.). Благодаря археологическим находкам мы знаем не только как выглядел бронзовый лур, но и как он звучал. Реконструкция лура бронзового века демонстрируется и в музее Витлюке.

    Увеличить изображение в отдельном окне     «Крюки» слева от воинов с ритуальными топорами символизируют людей, трубящих в пару луров. Рядовые члены команды корабля отмечены прямыми штрихами.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Сцены сражений встречаются часто, но результаты боя – повергнутые или раненные воины – никогда не изображаются. Вероятно изображался некий ритуал, а не реальная борьба.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Похожие топоры с сильно изогнутым краем были найдены в трясинах и озерах – их приносили в жертву. Эти тонкостенные бронзовые топоры годятся лишь для церемониального использования.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Сцены охоты в целом необычны для петроглифов Бохуслена, но в Фоссуме есть несколько примеров. Копья охотников поражают изображения европейского оленя и волков или лис. Такие изображения, скорее всего, не рассказ о какой-то удачной охоте, а магическое средство для обеспечения успеха на будущих охотах. Они также могут изображать обряд инициации молодежи, в котором посвящаемый должен был убить зверя.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Мужчины с собаками. Собака – самое старое домашнее животное, и она долго занимала исключительное место как пожизненный друг, компаньон на охоте, пастух и охранник. Наиболее древние в Скандинавии останки домашней собаки (шпица) были найдены в Западной Швеции. Еще от раннего каменного века до нас дошли могилы собак, тела которых осыпаны священным красным порошком охры.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     На нескольких лодках можно увидеть изображения голов животных на штевнях. Традиция украшать лодки головами животных проживет много веков – вплоть до знаменитых драккаров эпохи викингов.

    Увеличить изображение в отдельном окне     На другой скале в Фоссуме петроглифы специально оставлены без покраски. Некоторые из изображений видны сразу (в центре хорошо заметны следы обутых ног и корабль), разглядеть другие среди пятен лишайника очень непросто. Фигуры лучше видны при влажной погоде или когда солнечные лучи падают по касательной к поверхности.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Один из самых странных рисунков изображает человека, стоящего на верхушке дерева с поднятыми вверх руками. Небольшое количество подобных изображений найдено и на других участках в Бохуслене. Сцена напоминает кельтскую традицию священных ритуалов с деревьями.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Около получаса мы разыскивали пару интересных рисунков, воспроизведенных и описанных на сопроводительных стендах, но настолько слабо заметных, что окончательно распознать их форму удалось только на ощупь. Чтобы сделать изображения достаточно контрастными для фотографирования, мы смочили углубления влажным платком.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Вол с двумя лунками между развесистыми рогами – символ плодородия. Даже в наше время в Скандинавии можно увидеть ритуал встречи весны, призванный обеспечить плодородие в новом сезоне, во время которого между рогами волов вешают цветочные венки.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Изящная лошадь с тройной кисточкой на хвосте соединена плавной линией с полным кругом. Этот рисунок обычно трактуется как лошадь, тянущая солнце по небесам – обычный мотив повсюду в Европе. Подобные изображения солнечных лошадей встречаются и в других местах в Тануме, но это считается самым красивым.


     
     
    К началу страницы