bellabs Home Page
  
 

Огюст Шуази. ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ


Архитектура
Древней Греции
Оглавление
Предисловие
Конструктивные приемы
Общие элементы орнаментации
Дорийский ордер
Ионийский ордер
Коринфский ордер
и сочетания
Области ордеров
Пропорции
и перспектива
Греческий храм
Гражданская архитектура
Средства и эпохи




 

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 
 

<  Предыдущая часть  |   СОДЕРЖАНИЕ  |   Следующая часть  >

ПАМЯТНИКИ ГРАЖДАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

У древних греков трудно установить четкое различие между памятниками культового назначения и гражданскими зданиями, – настолько религия проникала во все детали греческой жизни. Драматизированные праздники – в то же время и праздники религиозные; архитектура театров должна напомидать поэтому торжественность архитектуры храмов. |365| Места народных собраний также считались священными.

Чтобы выразить эту черту в архитектуре, перед каждым местом народных сборищ воздвигался портик с фронтоном, пропилеи, повторяющие формы переднего фасада храма.

Пропилеи

Как мы уже видели, храм повторяет расположение царских жилищ догреческой эпохи. В Тиринфе к царскому павильону примыкает двор, а к греческому храму – его площадь.

Входом во двор царского жилища служили ворота, – монументальные пропилеи. План этих пропилей повторился в воротах, открывающих доступ на храмовую площадь.

Перед фасадом священной ограды с проделанными в нем широкими пролетами воздвигался колонный портик; такое устройство напоминает обычай восточного гостеприимства – предоставлять приют всем приходящим; оно напоминает те «ворота», открытые для всех, которые возвышались на площади перед дворцом. И таким образом понимание храма, как жилища бога, простирается вплоть до устройства выступающего вперед входа, подготовляющего входящего к значительности самого храма.

Чтобы уточнить черты сходства, сравним два плана пропилей: один – из догреческого дворца в Тиринфе, другой – из входа в храм на мысе Сунии (рисунок 288). Отметим следующую деталь внутреннего устройства: длинные каменные скамьи для ожидающих, расположенные вдоль стены наружного портика на Сунии.

Рис. 288

Пропилеи афинского Акрополя стоят в первом ряду среди самых совершенных памятников античности; имя Мнесикла, строителя Пропилей, сохранилось в памяти греков наряду с Иктином, строителем Парфенона.

Плутарх, перечисляя лучшие произведения искусства эпохи Перикла, на первом месте ставит не Парфенон, а Пропилеи. Покорители Афин, фиванцы, мечтали перенести Пропилеи, как самый прекрасный трофей, и поместить у входа в их собственный акрополь.

|366| Римляне воспроизвели Пропилеи Мнесикла перед святилищем в Элевсине.

На рисунке 289 изображены: фасад Пропилей, ведущая к ним лестница и примыкающие постройки.

Рис. 289

Фасад отличается следующей особенностью, связанной с его назначением: чтобы освободить главный пролет, расширено расстояние между центральными колоннами, так что промежуток от оси до оси этих колонн содержит три метопы.

Два крыла, украшенные также дорийскими колоннами, обрамляют место перед входом и направляют внимание зрителя на центральный фасад.

Сзади уходит в глубину ионийский портик, поддерживающий потолок, прерывающийся высокой стеной, в которой проделано пять дверей, ведущих на площадь Акрополя.

|367| На переднем плане, направо возвышается храм Ники Аптерос налево – пьедестал поставленной римлянами статуи Агриппы, покоящийся на древнем фундаменте.

Мы указывали на то равновесие масс, которое создает род живописной симметрии между пьедесталом с одной стороны и храмом – с другой.

Внешнее убранство Пропилей строго соответствует назначению здания, имеющего, в конце концов, служебный характер и уступающего первенство храмам, о которых он возвещает.

Придавать каждому произведению свойственный ему характер – искусство, которым греки владели в совершенстве; этот характер создается нюансами исключительной художественной правдивости.

Здесь строгость убранства доведена до крайних пределов: гладкие метопы, на фронтоне – простой медальон, по углам фронтона (если мы правильно понимаем Павсания) – два акротерия с изображением коней Диоскуров, на главных профилях – смелая и яркая раскраска.

Возникал вопрос о том, входила ли в первоначальный замысел строителя торжественная, увенчанная колоннадой лестница и не возвышалось ли здание на голой скале?

Такая смелая постановка здания совершенно соответствовала бы греческому гению.

Однако на середине склона скалы, послужившего для устройства лестницы, существуют остатки сооружений догреческой эпохи, присутствие которых в этом месте казалось бы по меньшей мере странным; они могли быть скрыты только ступенями лестницы.

Таким образом, вопрос не может считаться окончательно решенным.

Наряду с Пропилеями Акрополя отметим ряд других примеров существования пропилей: в священных оградах Делоса, Олимпии и Приены, пропилеи на Сунии, удачное расположение которых сохраняет точку зрения на храм с угла, наконец, интересное здание пропилей в Элевсине, повторяющее афинские Пропилеи, но в несколько измененном масштабе благодаря применению элевсинского фута вместо фута афинского.

Среди пропилей гражданского характера главнейшими являются пропилеи македонского дворца в Палатице, пропилеи стадиона в Мессене, также македонские, затем пропилеи довольно ранней эпохи, ведущие к афинской агоре.

В Палатице, так же как и в Акрополе, существует смешение двух ордеров: дорийского снаружи и ионийского внутри.

Что касается пропилей агоры, то это – настоящий храмовый фасад.

Театры

|368| Архитектура театров, так же как и архитектура пропилей, является, как было указано выше, ответвлением религиозного искусства греков. Известно религиозное происхождение сценических представлений. Алтарь, помещавшийся по середине театра, напоминал об этом. Представлениями большого театра Афин руководил жрец Диониса.

Понятие театра так тесно связывалось с религией, что нередко неподалеку от театров помещались кладбища, как это было, например, в Сиракузах и в Айзани.

Театры служили также местом народных празднеств; например раздача почетных венков в Афинах происходила в театре.

До V в. грекам известны были только передвижные подмостки и сиденья для зрителей, устроенные на подмостьях. Во время Эсхила довольствовались еще этой скромной мизансценой.

Обвал подмостьев во время представления драмы Пратина внушил мысль о замене этих непрочных нагромождений более основательным сооружением. Театр Диониса в Афинах и был первым опытом постройки постоянного помещения.

ОБЩИЕ ПРИЕМЫ УСТРОЙСТВА ТЕАТРОВ В КЛАССИЧЕСКУЮ ЭПОХУ

|369| Театр Диониса дошел до нас в искаженном переделками виде. Самые древние его части относятся, как кажется, ко времени реставрации театра оратором Ликургом в IV в. {174}; остатки сцены относятся уже ко времени Антонинов; вкус к археологии, господствовавший в эту эпоху, обусловил здесь воспроизведение примитивных форм, так что, если мы не имеем оригинала, то зато обладаем, по-видимому, очень верной копией

На рисунке 290 показан общий вид сооружения, представленный сохранившимися частями IV в., датированными или определяемыми стилистически.

Рис. 290

Открытый амфитеатр располагается ярусами по южному склону Акрополя; поверх открывается море и вдали виднеется о. Эгина. «Орхестра» A представляет собою свободную площадку, предназначенную для передвижения хоров, а также служит резонатором. Алтарь Диониса занимает центр амфитеатра, трон его жреца отмечен на рисунке буквой В.

Сцена, в собственном смысле, представляет собой узкую трибуну, выдвинутую перед служебным двориком, фоном которого служит элегантная дорийская колоннада.

Лестницы соединяли трибуну со двором арьерсцены и, по всей вероятности, также с площадкой орхестры.

Главнейшие детали указаны на рисунке 291: разрез скамей амфитеатра, профиль трибуны и детали колонны из колоннады арьерсцены.

Рис. 291

В дни гражданских празднеств театр не имел никаких украшений, кроме этого архитектурного убранства. Для драматизированных празднеств за трибуной выдвигали легкую передвижную перегородку с рядом прорезанных в ней дверей. Расписанные декорации навешивались на перегородку.

Никакой иллюзорности при этом не получалось, так как глубина сцены не «раздавалась». Вся мизансцена носила условный характер: дверь, в которую входил персонаж, указывала на его роль или происхождение; поэтому декорации сводились к нескольким картинам, повешенным на передвижной экран, служивший фоном, или поддерживаемым шестами, укрепленными во дворе арьерсцены.

Изменения, происшедшие в римскую эпоху

|370| Таков был эллинский театр, и все древние театры в основном повторяли эту композицию (Сиракузы, Эпидавр и др.).

Изменения, внесенные в римскую эпоху, заключались в перенесении хора на трибуну и в допущении зрителей на площадку орхестры.

Это изменение повлекло прежде всего расширение трибуны.

Для улучшения слышимости, в целях отражения звука, нужно было поднять стену арьерсцены, рискуя загородить открывающийся за нею вид. |371| Само собой разумеется, что в связи с наплывом зрителей на орхестру алтарь, ставившийся в центре, исчезает.

На рисунке 292 (Оранж) показан пример театра, отвечающего новым требованиям (план); на рисунке 293 – теоретическая схема построения и планы (чертежи).

Рис. 292

ПЛАНЫ

Ниже приводится сопоставление планов греческих и римских театров по Витрувию.

Греческий театр (рисунок 293, G). – Опишем окружность радиусом, равным радиусу орхестры. Разделим ее на двенадцать равных частей и, соединяя точки разделения через три в четвертую, получим квадрат ABCD; сторона AB отмечает переднюю сторону трибуны; линия MN, касательная к общей окружности ограничивает трибуну сзади.

Рис. 293

|372| Две дуги, описанные из точек O и O' радиусом, равным диаметру орхестры, определяют длину трибуны; оси дверей определяются проектированием точек деления окружности на сторону

Лестницы, ведущие на орхестру, расходятся радиусами из тех же точек деления окружности; далее количество делений удвоится.

Видоизмененный театр римской эпохи (рисунок 293, R). – Здесь окружность орхестры делится на двенадцать частей. В прошлом примере точки деления группировались через три в четвертую, чтобы получить вписанный квадрат, здесь – через четыре в пятую; получается равносторонний вписанный треугольник abc; диаметр o и o' – граница передней части трибуны; сторона ab – глубина сцены. Таким образом, трибуна получается гораздо глубже, чем в греческом театре. Увеличение глубины вызвано необходимостью предоставить место хору; в этом лежит основное различие.

Остальное убранство в греческом и римском театрах одинаково. Ни один из известных нам театров не осуществляет этих теоретических планов со всей строгостью, но они свидетельствуют о методическом характере ума древних, в чем следует отдать им справедливость.

В особенности следует отметить употребление равностороннего треугольника, в частности в отношении распределения дверных пролетов, которые, соответственно сказанному ранее, не подчиняются никаким модульным законам, потому что только чисто геометрическая зависимость соединяет одни части с другими, придавая композиции единство и ритм.

УСТРОЙСТВО ДЕТАЛЕЙ

Машины. – На рисунке 294 приведено аксонометрическое изображение сцен театров в Сиракузах (S) и в Помпеях (R), где хорошо сохранились части, по-видимому, театральных машин; может быть, удастся среди этих остатков определить футляр органа и даже восстановить вид и действие самых машин. Конечно, они были очень несложны – сложность не свойственна грекам, и можно с уверенностью сказать, что греки, как настоящие моряки, применяли здесь механизмы, употреблявшиеся для морской оснастки. В конце рва, идущего вдоль сцены театра Сиракуз, имеются остатки ворота. Подшипники, укрепленные в подвале, аналогичные которым обнаружены в театре Диониса, заставляют предполагать существование вращающихся валов, предназначенных для смены декораций.

Рис. 294

Мы не рискуем на реконструкцию, представляющую более интереса для истории механики, чем для истории архитектуры; из анализа театра S в Сиракузах мы можем извлечь указание на существование подвижной конструкции самой сцены.

|373| Трибуна сцены. – В театре Сиракуз нет никаких следов постоянной трибуны с мраморным основанием; наоборот, место, которое должна была бы заменить трибуна, замощено плитками, и в нем замечаются дыры, расположенные на равном расстоянии друг от друга, и желоб в виде дуги окружности; это доказывает отсутствие всякой постоянной трибуны; трибуна театра в Сиракузах была подвижная. Театр в Эпидавре также не имеет признаков неподвижной трибуны.

Единственный пример такой неподвижной трибуны дорийского времени находится в Делосе; надписи позволили Омоллю с достоверностью установить, что трибуна Делоса относится к III в. до н.э. и что она сообщалась с орхестрой при помощи передвижной лестницы. Не будь этого аргумента, все заставляло бы склоняться к мнению Дерпфельда о том, что в эллинскую эпоху представления происходили целиком на самой площадке орхестры.

|374| Треугольные призмы и декорации переднего и заднего планов. – В Сиракузах, Помпеях, Арле, Таормине вдоль края трибуны имеются прямоугольные углубления, по-видимому, пазы для декоративных ваз, украшавших авансцену.

Что же касается декорации заднего плана, то дело обстояло следующим образом, – по крайней мере во времена Витрувия. Позади центральной части сцены виднелась богато украшенная задняя стена сцены. Широкие двери были снабжены деревянными створками, расписанными пейзажами, подобными тем, навстречу которым двери, казалось, открывались.

Декорация в полном смысле слова, декорация, скрывающая архитектуру и изменяемая в соответствии с требованиями драмы, существовала в противоположных концах задней стены авансцены; она представляла собой живопись, распределенную на трехгранных вращающихся призмах (рисунок 293), поворачиваемых к зрителю нужной стороной.

Занавес. – Известно существование театров, в которых занавес, натянутый перед сценой, опускался во время действия. Мазуа построил очень искусную гипотезу об устройстве занавеса: полые стержни, входящие один в другой, помещались в углублении перед авансценой и выдвигались, как в бинокле. Конструкция слишком сложна, чтобы можно было приписать ее грекам. Впрочем, высота занавеса, возможная при этой конструкции, закрывала бы сцену только от первых рядов зрителей; по всей вероятности, занавес составлял принадлежность театров с закрытой сценой, как например театра в Оранже; он был, в известном подобии нашему, прикреплен к деревянной раме авансцены, и единственная разница заключалась в том, что он опускался, а не поднимался, как наш.

Акустические приспособления. – Слышимость в греческих театрах, даже в разрушенном состоянии, изумительна.

Возможно, что отчасти она обусловливалась скалистым характером местности, в которой располагались театры

Мы уже указывали, что в эллинскую эпоху для звукоотражения использовалась площадка орхестры, роль которой переходит к задней стене сцены с тех пор, как толпа допускается на площадку орхестры и своим присутствием заглушает звук.

Задняя стена сцены во многих античных театрах, в частности в Оранже, Арле и Помпеях (рисунок 294, P), имеет в центре углубление в форме вогнутого рефлектора, несомненно придуманного для ограждения распространения звука.

Витрувий сообщает, что даже створки дверей задней стены сцены были расположены таким образом, чтобы углубить голос; они соответствовали деке струнных инструментов, и актеры, как он указывает, поворачивались к ним, чтобы усилить звучание своего голоса.

|375| Витрувий указывает еще на одно приспособление: удаление массива из-под сидений скамей и помещение туда с акустическими целями ваз в качестве резонаторов. Они усиливали не безразлично все звуки, а только те, которые играли в музыкальной схеме главную или характерную роль.

Греческое богослужение может дать нам представление об этом эффекте. Оно строится, как и античная музыка, на сочетании групп созвучий из четырех нот, «тетрахорд», и, в то время как мелодия развивается то в одной, то в другой из них, певец выдерживает ноту, характеризующую тетрахорд.

Этот греческий способ отличается большой научностью: ноты тетрахорда расположены в порядке их значения для гармонии, и количество резонаторов регулировалось таким образом, чтобы усиливать звуки соответственно их значительности.

Впрочем, акустические вазы, по-видимому, находили очень редкое применение; и, кажется, их существование можно распространить самое большое на два театра – в Айзани и Сагунте.

ГЛАВНЕЙШИЕ ГРЕЧЕСКИЕ ТЕАТРЫ

Из числа греческих театров отметим, после афинского, театр в Эпидавре, произведение Поликлета Младшего, считавшийся у греков самым лучшим; театр Херонеи, в котором места для зрителей высечены в виде сектора в скале; театр в Дельфах с подвижной трибуной сцены; Делос, где мы установили существование неподвижной трибуны; театр Сегесты в Сицилии с открывающимся из него прекрасным видом; театр в Тоармине, до переделок римского времени имевший в качестве фона пейзаж с Этной; театр в Сиракузах, оживлявшийся водопадом над скамьями верхнего ряда. В Малой Азии – в Айзани, Тралле – три театра Лаодикеи Ликийской, в Гиераполисе; театр в Аспенде, местонахождение которого в горах Киликии способствовало почти полной его сохранности; в Сирии – в Джераке.

Независимо от этих зданий с открытыми местами для зрителей существовали театры меньших размеров, предназначенные для камерных постановок, незначительная величина которых позволяла их перекрывать. Помпеи, наряду с большим театром, обладали крытым «одеоном». Наиболее известным из одеонов был афинский; крыша его напоминала палатку Ксеркса.

Стадии, цирки, гимнасии

Так же как сценические представления ведут свое начало от религиозных празднеств, так же состязания в беге, по-видимому, связываются со священными или погребальными играми.

С гомеровской эпохи мы находим спортивные состязания в описании почестей, воздаваемых умершим воинам.

|376| В эллинскую эпоху стадии для бегов и гимнасии для борьбы составляли необходимую принадлежность храмовой площади (Олимпия, Делос). Стадий представлял собой продолговатую арену, вокруг которой были расположены скамьи, подобные театральным; протяженность его равнялась 600 футам – величина, превратившаяся в единицу измерения.

Стадий, приспособленный для бега колесниц, увеличивается и превращается в цирк; описание цирка мы сделаем в главе о римской архитектуре. Главнейшие греческие стадии: панафинейский стадий в Афинах, олимпийский, делосский, стадий в Лаодикее Ликийской, Айзани и др. В Лаодикее гимнасий примыкал к стадию. В Айзани полукруг театра соответствовал своей симметрией закругленным краям цирка. На рисунке 295 представлено два примера гимнасиев или палестр: один A – из руин Олимпии, другой B – из руин Пергама. Здания, где городская молодежь упражнялась на глазах магистратов, представляли собой не что иное, как обсаженные деревьями дворы, окруженные портиками и залами для упражнений с трибунами для судей.

Рис. 295

Места народных собраний:
рынки, гражданские портики, публичные сады

Всем своим публичным зданиям греки придавали форму портиков или галерей; места их собраний имели вид мест общественных прогулок, где заключались торговые сделки, где толковали о государственных делах, где жизнь проходила в оживленной праздности.

На рисунке 296 мы помещаем несколько вариантов портиков: R – Неандрия – с двумя нефами, окруженный оградой; S – Посейдония – с двумя центральными нефами и двумя наружными галереями; N – Пойкиле – с двумя галереями, разделенными стеной.

Рис. 296

|377| Агора – рынок и политический центр греческих городов – представляла собой площадь, окруженную портиками с одним или несколькими рядами колонн. Витрувий дает описание агоры; раскопки в Делосе и в Гире (Гейре) дают их образцы.

К типу крытых галерей относится арсенал г. Пирея, здание в три нефа; центральный неф служил местом прогулок, боковые нефы – складами. Это расположение было типично греческим, так как оно отвечало тому, «чтобы позволить гуляющим в любую минуту убедиться в состоянии морского оборудования».

Эти портики и галереи, представляющие собой интереснейшие памятники города, являют стиль, по своему достоинству достигающий иногда величия культовых зданий; портик Посейдонии, за исключением фронтона, приближается к архитектуре храмов {175}.

Наружный антаблемент арсенала в Пирее был расписан. На стене портика Пойкиле развертывалась картина знаменитой марафонской битвы работы художников Панена и Полигнота.

Скамьи составляли принадлежность большинства портиков; они располагались в стороне от главного потока движения публики, в полукруглых («экседры») или иногда квадратных («oeci» Витрувия) нишах.

Колоннады открывались на заезженные деревьями эспланады, настоящие сады, особенно очаровательные в этих местах с бедной растительностью. Греки, по-видимому, не стремились подчинять их симметрической планировке; сады Академии, Ликея можно представить себе естественным лесом с местами для отдыха в виде экседр.

Коммеморативные и надгробные памятники

Скульптуры. – Наиболее ранним типом надгробного памятника является стела – вертикально поставленный камень, отмечающий место погребения. Греческая стела имеет обычно надпись на лицевой стороне и скульптурное украшение на вершине.

Мы приводим ниже (рисунок 372, B и C) два примера архаических стел; их украшения, в общем, за исключением отдельных частностей, повторяются до поздних эпох.

|378| Кроме стел, представляющих собой, по существу, украшенный столб, греческие надгробные памятники разделяются на две группы соответственно характеру погребения: захоронению в земле или сжиганию трупов.

В развалинах Гиерополиса в Малой Азии обнаружены склепы с воздвигнутыми над ними могильными холмами. Часто встречающейся в Афинах разновидностью надгробия является столб с прямоугольным углублением в виде ниши, в которой помещается рельеф, где он находится в большей сохранности.

Некоторые из могил Помпеи окружены оградой, внутри которой совершались похоронные трапезы; сохранились остатки ограды, относящиеся к могиле так называемой Ферона в Акраганте; могила помещалась в углу ограды.

Филон Византийский советует воздвигать над могилами великих людей памятники в виде башен, которые могут быть использованы для защиты города.

Наиболее известным из надгробных памятников была гробница Мавсола, фрагменты которой хранятся в Британском музее. Это была пирамида, увенчанная группой статуй, покоящейся на двухэтажном основании: нижняя часть – массивная, опоясанная непрерывным фризом, верхняя – в виде ионийского портика. Скульптура памятника связывается с именем Скопаса. Надгробие это – самое крупное по размерам произведение греческого искусства, созданное на исходе великой эпохи {176}.

Почти везде могилы соединяются в величественные некрополи: в Селинунте они теснятся возле храмов, в Айзани, в Сиракузах – вокруг театров, в Афинах они располагаются вдоль главной дороги, ведущей в город. Ряды гробниц Гиерополиса являются примером наиболее величественного греческого некрополя.

Надписи, статуи, хорегические эдикулы. – У греков больше, чем у других народов, был развит культ увековечивания событий и героев. Большинство памятников, расположенных внутри и вокруг святилищ, являлось знаками почести, данью уважения, воздаваемого городом лицам, его прославившим.

Наряду со стелой существуют вотивная колонна и квадратный столб (герма), увенчанный бюстом.

Архаические колонны, изображенные на рисунке 207, относятся к числу тех памятников, которые воздвигались благочестивыми людьми вокруг храмов и в священных оградах.

Из числа вотивных памятников в Дельфах при раскопках была обнаружена ионийская колонна с сильно удлиненной капителью, несущей изображение крылатого сфинкса, сидящего на задних лапах.

Хорегические памятники занимают значительное место в афинской скульптуре. Это были эдикулы – небольшие храмы, которые хранили память о драматических успехах.

|379| На рисунках 223 и 227 помещены изображения таких памятников: памятника Лисикрата и памятника Фрасибула; целая улица, ведущая к театру Диониса, была окаймлена этими изящными вотивными памятниками.

Переходим, наконец, к статуям.

Статуи воздвигались в честь великих людей, а также в честь атлетов. Долгое время эти статуи сохраняли иератический и условный характер. Один диалог Ксенофонта подтверждает, что в IV в. стремление к передаче в скульптуре портретного сходства являлось еще новостью; классическая эпоха презирала эти искания, как нарушающие строгость и монументальность линий.

Одна подробность, сообщаемая Плинием, еще более знаменательна: в Олимпии атлет получал право на портретную статую только после троекратной победы.

В глазах греков статуи были скорее воспоминанием о победах, чем портретами победителей; греческое искусство до конца упорно отказывалось от изображения индивидуальных особенностей, которые иногда могли привести к увековечению безобразия; портрет свойственен уже римской эпохе.

Жилище

Рядом с блестящим расцветом официального искусства, в особенности в эпоху эллинизма, частная архитектура стушевывается.

Материальные потребности человека сильно сокращаются под счастливым небом Греции, так что приют, годный для ночлега, мог считаться удовлетворительным жилищем; если судить по сохранившимся фундаментам домов на скале Пникса, жилища афинян в эпоху наиболее блестящего состояния архитектуры представляли собой не что иное, как небольшие клетушки. Жизнь протекала на площадях, в суде, под портиками; демократическая щепетильность, столь благоприятная для развития роскоши в общественных зданиях, препятствовала, наоборот, выставлению напоказ богатства частных лиц. Роскошные дома существовали в Греции до возникновения республики и появились вновь в македонскую эпоху, вместе с монархическими нравами.

Дворец. – Дворец македонской эпохи представляется зданием скорее роскошным, чем хорошо расположенным; он отвечает условиям жаркого климата, но уделяет недостаточно внимания удобствам.

Дворец Алинды, изображение которого имеется в книге «Путешествия Ле Ба», представлял собой удлиненный корпус, нижний этаж которого упирался в холм. Ряд комнат-клетушек расположен по фасаду, из конца в конец здания. Между комнатами и фасадом проходит длинный, почти темный коридор, в котором обитатели находили прохладу; верхний этаж представлял собой портик, расположенный на одном уровне с вершиной холма.

|380| Во дворце в Палатице комнаты распланированы без всякой системы; они следуют одна за другой, располагаясь вокруг внутреннего двора, подступ к которому отмечен изящными пропилеями.

Дом. – Мы переходим к домам, в которых жили богатые городские жители; такой дом описан у Витрувия, а по раскопкам на о. Делосе и в Помпеях мы можем составить себе представление о его стиле.

На рисунке 297 показано изображение плана греческого дома по Витрувию: два соединенных здания, предназначенных одно B – для семьи, другое A – для приема гостей и посетителей.

Рис. 297

Каждое из них имеет свои служебные помещения, расположенные вокруг двора с портиком; длинный коридор M, который Витрувий называет «mesaula», отделяет здания одно от другого.

Помещение, где жила семья (группа B): с южной стороны двора находился большой, широко открытый зал, в котором протекала жизнь женщин. Вокруг двора расположены комнаты; узкий коридор, запираемый двойной дверью, – единственный выход на улицу.

С той и другой стороны коридора, в E и P, находились конюшни и помещения «привратников», т.е. стражей гинекея.

Здание для связи с внешним миром (группа A): в глубине двора помещается большой приемный зал, боковые залы заняты библиотеками и собраниями произведений искусства.

Вестибюль V по своей широте составляет контраст по сравнению с коридором гинекея. Вправо и влево от вестибюля по фасаду расположены комнаты для гостей H, не имеющие непосредственного сообщения с двором.

В римскую эпоху план слегка видоизменяется; на это указывает Витрувий, а помпейские жилища помогают нам понять эти изменения.

|381| Гинекей помещается не рядом с приемными комнатами, а позади них. Только здание для приема A выходит на улицу и всегда широко открыто для гостей и клиентов.

За этим исключением, дом в целом остается греческим, и весьма вероятно, что греческие дома по своему внутреннему убранству походили на помпейские: стройные колоннады, покрытые расписанной штукатуркой; мозаичные полы; окраска стен насыщенными яркими тонами, на фоне которых легкими силуэтами вырисовываются орнаментальные фигуры.

Общественные и оборонительные сооружения

Дороги, мосты, акведуки, портовые сооружения. – Греки, поднявшие на значительную высоту изобразительное искусство, не имели дорог. Улицы Афин, вернее сказать улички, представляли собой проселки; до сих пор в скале Пникса видны колеи, проложенные веками; ничто так хорошо не указывает на первобытное состояние дорог, как, в частности, надпись, сообщающая, что для доставки тамбуров колонн из Пентеликона в Элевсин весом менее 5 тонн понадобилось 46 быков.

Одним из редких примеров греческих мостов является мост в Памисе, в Мессене, у которого сходятся три дороги. Внимание греков не было направлено на сухопутное сообщение, потому что почти все их города были приморскими; великим торговым путем служило море.

Насколько мало внимания обращалось на сухопутные дороги, настолько же тщательно заботились о хорошем состоянии портов; целые гавани были выкопаны руками человека.

На Родосе можно различить остатки мола, сложенного из больших камней; известно, что пьедестал колоссальной статуи Аполлона служил обозначением фарватера. В Пирее вход в гавань был украшен двумя мраморными львами. Вход в гавань Александрии был отмечен маяком. Это знаменитое сооружение, развалины которого существовали еще в XIV в., представляло собой башню; в нем было три расположенных уступами этажа; первый этаж был квадратным в плане, второй и третий на октогональном основании. О состоянии набережных греческих портов дошло мало сведений, но имеются сведения о роскошной отделке арсеналов. Искусство проводить воду было менее развито; можно упомянуть разве только о подземном водопроводе на Самосе. Почти всюду греческие водопроводы сводились к устройству неглубоких канав на уровне земной поверхности, как например канавы, увлажнявшие почву Сиракуз.

Оборонительные сооружения. – Кроме портовых сооружений, работами крупного утилитарного значения являлись и оборонительные сооружения.

|382| Филон Византийский сформулировал правила, которыми руководилась, по крайней мере в александрийскую эпоху, греческая фортификация.

Филон настаивает на важности планировки укреплений в соответствии с рельефом местности так, чтобы возводить стены только для усиления естественных укреплений; он описывает укрепленные линии (кремальеры) и стены с казематами; он останавливается на способах защиты входов, на приемах, при помощи которых можно заставить осаждающего подставить под удары осажденных неприкрытую щитом сторону тела.

Что касается куртин, Филон предписывает известный уже в Древнем Египте прием укрепления куртин путем закладывания деревянных брусьев в толщу куртины. Он предупреждает об опасности оседания почвы под тяжестью башен и советует строить их без связи с массивом стены.

Впрочем, добавляет он, чтобы увеличить сопротивляемость стен против ударов тарана, нужно усилить связь между камнями башни при помощи скреп из свинца или железа, или, как он выражается, «из гипса», имея, по всей вероятности, в виду известковые выступы, служащие для скрепы одной части с другой, вроде тех, которые были обнаружены Делагардеттом в развалинах Посейдонии.

Наконец, Филон советует перед стенами выкапывать широкие рвы, но не считает это обязательным; действительно, укрепление обычно представляло собой каменную стену, а не насыпь; поэтому землю из рва предполагалось употреблять для укреплений.

|383| Перейдем к сохранившимся памятникам этого рода.

Одним из хорошо сохранившихся образцов дошедших до нас греческих укреплений является крепостная стена Мессены, та самая, которая была построена Эпаминондом; она сложена из темного камня; квадратные башни с зубцами фланкируют ее. Каждые из ворот защищены двумя башнями.

В Афинах крепостная стена отличалась более простой, но, может быть, и более совершенной структурой: кирпичная стена, покоившаяся на каменном основании в 11 футов толщины (рисунок 298, A).

Рис. 298

По верху всей стены тянулся проход, род непрерывного каземата. В стене, обращенной наружу, находился ряд бойниц, снабженных ставнями; крыша с внутренней стороны крепости покоилась на ряде столбов, соединенных брусьями. Со стороны площади каземат имел форму портика, и благодаря этому устройству удобно было в любом месте поднимать на площадку стены запасы метательных орудий.

Стены Помпей греческой эпохи утеряли венчающую их часть, их каземат не сохранился; разрез стены ясно показывает, что строителем руководила мысль сделать отовсюду доступными подступ к стене и снабжение верхней площадки. Насыпь G – земляная, образующая идущие во всю длину со стороны площади ступени насыпи.

С вражеской стороны стена, облицованная тесаным камнем, вертикальна; она укреплена контрфорсами, некогда входившими в земляную насыпь; в римскую эпоху, чтобы выиграть пространство, земляную насыпь срыли, а стены укрепили еще одной опорной стеной с внешней стороны, так что контрфорсы остались на виду в положении R на протяжении большей части стены, как и по настоящее время.

Укреплений, окруженных рвами, мы в Греции не знаем; так, в Афинах вдоль стен тянулся палисад, образуя вокруг стен наружную зону обороны.

Мы сравнивали с защитными укреплениями догреческой эпохи крепость в Эвриоле, представляющую собой странный плацдарм, наполовину высеченный в стене; развалины его находятся близ Сиракуз.

Отметим также среди военных сооружений одиноко стоящие небольшие форты, воспоминание о которых сохранилось в современной системе обороны берегов Сицилии. Одним из любопытных примеров таких фортов является круглая башня в Андросе, снабженная бойницами; внутри нее проходит винтовая лестница из сланцевых плит, заложенных в кладку стены. В общем, греческие укрепления датируются доэллинистическим временем {177}.

|384| Города, возникшие или развившиеся после побед Александра в Греческой Азии, почти все без исключения не защищены и построены на равнинах, например Айзани, Лаодикея Ликейская.

Кажется, эта последняя эпоха греческой цивилизации, с относящимися к ней теоретическими сочинениями по осаде городов имела счастливое преимущество свести искусство обороны к почти только теоретическому интересу.

Общий вид греческого города

Теперь можно составить себе представление о виде греческого города. На приближение к нему указывают бесконечные ряды гробниц, примыкающих к зубчатой ограде, далее – путанные улицы, застроенные лачугами, в промежутках – площадь или рынок, окруженный портиками, где кишит толпа, подобно современной азиатской толпе на восточных базарах; суды под открытым небом; крытые галереи для прогулок, где масса праздного народа собирается обсуждать общественные дела; храмы, скрытые между портиками; победные памятники между храмами; театры, палестры, стадии.

И, доминируя над всем этим ансамблем, возвышается старая крепость, превратившаяся в акрополь, с венком своих храмов, переливающихся красками. Такими представляются Афины эпохи Перикла.

Эллинистические (македонские) города представляли совершенно иной вид. Они выстроены на равнине, без укреплений, без акрополей {178}; в них не встречаются ни извилистые улички старых Афин, ни их живописный беспорядок. Здесь тянутся длинные прямые улицы с теряющимися вдали колоннадами по сторонам. Нет больше зданий, группирующихся без видимой симметрии, общественные здания кажутся выстроенными геометрическими фигурами; холодная правильность приходит на смену живому движению; это еще искусство, но без контрастов и неожиданностей.


 
 
<  Предыдущая часть  |   СОДЕРЖАНИЕ  |   К началу страницы  |   Следующая часть  >