Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФНачальник штаба
|
H бр., м | Количество рикошетов |
Длина рикошета, м | Высота, м | ||
1 | 2 | 3 | |||
20 | 1 | 105 | - | - | 20 |
15 | 1 | 140 | - | - | 15 |
15 | 2 | 100 | 60 | - | 30 |
15 | 1 | 70 | - | - | 10 |
15 | 3 | 100 | 30 | 10 | 20 |
20 | 1 | 80 | - | - | 15 |
25 | 1 | 40 | - | - | 8 |
20 | 1 | 65 | - | - | 10 |
30 | 1 | 20 | - | - | 5 |
30 | 1 | 40 | - | - | 6 |
35 | 1 | 50 | - | - | 5 |
30 | 1 | 50 | - | - | 4 |
25 | 1 | 100 | - | - | 10 |
40 | - | - | - | - | - |
25 | 1 | 90 | - | - | 8 |
Таблица №1.
Рикошет бомбы ФАБ-250 в зависимости от высоты бросания.
Состояние водной поверхности в день бросания 3 балла.
Скорость самолета 260 миль/час.
Бомба ФАБ-250 с перистым стабилизатором летит более устойчиво, чем бомба ФАБ-250 с коробчатым стабилизатором, причем траектория у первого типа бомб более настильная.
Перистый стабилизатор у бомбы ФАБ-250 более прочный, чем коробчатый, и при ударе бомбы о воду отлетает редко. Коробчатый стабилизатор в большинстве случаев при ударе бомбы о воду отлетает.
Из этого можно сделать вывод, что для топмачтового бомбометания выгоднее применять бомбы с перистым стабилизатором. <...>
Бомба ФАБ-100 отрываясь от самолета, летит устойчиво, сохраняя почти горизонтальное положение. При сбрасывании с высот 30-20 метров делает от одного до двух рикошетов. Первый рикошет бомба делает устойчиво, при втором рикошете бомба в полете вращается через головную часть.
Длина первого рикошета достигает 100 метров, длина второго – до 50 метров. При сбрасывании с высот менее 20 метров бомба делает до трех рикошетов, причем длина первого рикошета достигает 150 метров.
Высота рикошета при сбрасывании с высот менее 15 метров достигает высоты полета самолета и в некоторых случаях превышает ее.
При сбрасывании бомб ФАБ-250 с высот более 40 метров и ФАБ-100 с высот более 30 метров не рикошетирует.
На наличие рикошета и на его величину имеет большое значение выдерживание летчиком режима горизонтального полета. При сбрасывании бомбы с набора или со снижением бомба рикошета не имеет.
Состояние водной поверхности имеет следующее значение на рикошет бомбы: от одного до трех баллов – на величину рикошета не влияет и свыше трех баллов – длина рикошета уменьшается и вследствие зарывания бомбы.
Длина рикошета измерялась по вешкам, которые были установлены по обе стороны щита через 50 метров по 5 штук с каждой стороны.
В предыдущем разделе указывалось, что при сбрасывании бомб с высот менее 15 метров высота рикошета достигает высоты самолета в момент сбрасывания и в некоторых случаях намного превышает ее.
При сбрасывании бомб с высот менее 15 метров имеется опасность поражения самолета рикошетом бомбы, кроме того, при рикошете бомба может перелететь через корабль-цель, не поразив последнего.
Полет на высоте 15 метров и ниже является сложным в технике пилотирования, особенно при наличии зеркальной водной поверхности.
Сбрасывание бомб с высот более 35 метров также не выгодно, так как бомба чаще всего с этих высот не рикошетирует и поражение цели с рикошета при данных условиях невозможно.
Из вышесказанного и из таблицы № 1 можно сделать вывод, что наивыгоднейшими высотами при топмачтовом бомбометании с самолета Бостон являются высоты 20-30 метров. При бомбометании с этих высот корабль-цель может быть поражен или от прямого попадания бомбы, или от попадания с рикошета.
Выход на БК лучше всего выполнять с разворота на 30-40°. Произвольным маневром летчик выводит самолет на удаление 1,5-2 км от цели, имея высоту 150-200 метров. Придя на указанное расстояние от корабля-цели, летчику следует развернуть самолет на цель и снижаться до высоты 20-30 метров.
Превышение необходимо для лучшего просматривания цели, уточнения прицеливания по направлению и набора необходимой скорости для бомбометания.
Во время планирования с
Всплески от пуль и снарядов облегчают летчику определять высоту, особенно при штилевой погоде.
На дистанции 700-800 метров от цели необходимо перевести самолет в режим горизонтального полета (
Схема выхода на боевой курс и прицеливание по дальности при топмачтовом бомбометании
Прицеливание по дальности при выполнении бомбометаний на полигоне производилось при помощи прицела ПБП-1, который был установлен впереди бронестекла фонаря летчика.
Угол визирования устанавливается на прицеле равный 5°. При данном угле визирования получались недолеты порядка 50 метров. Обучение летного состава бомбить на недолет, как при серийном, так и при одиночном бомбометании вызвано было тем, что в боевой обстановке действуя против плавсредств противника, летчику придется бомбить серийно. Данный угол визирования (5°) устанавливался на прицеле на земле перед вылетом.
Прицеливание при стрельбе из пушек и пулеметов производилось при помощи механического дублера, имеющегося на самолете Бостон.
Таким образом, прицеливание по дальности необходимо выполнять следующим образом: находясь [на дистанции] 700-800 метров от цели на высоте 20-30 метров, скорость самолета 260-280 миль/час, летчик визирует через перекрестие сетки прицела ПБП-1 на цель и в момент совмещения горизонтального диаметра сетки с ватерлинией корабля-цели сбрасывается бомба. После сбрасывания бомбы необходимо сразу же делать горку до 100 метров. Горка выполняется для перескакивания корабля-цели и для предохранения самолета при преждевременном разрыве бомбы.
Положение сетки прицела ПБП-1 относительно цели
в момент сбрасывания бомбы
В период отработки топмачтового бомбометания на полигоне эскадрильей было выполнено 33 бомбометания. Всего было сброшено 56 бомб ФАБ-250 и 10 бомб ФАБ-100. Бомбы сбрасывались снаряженные взрывателями АВ-87 в донном варианте, замедление 7 секунд для ФАБ-250 и 5 секунд для ФАБ-100. <...>
Результаты сведены в таблицу №2.
H, м | Недолет, м | Перелет, м | Прямое попадание |
Попадание с рикошетом |
Взрыв под килем |
20 | 5 | - | - | 1 | - |
15 | 50 | - | - | 1 | - |
15 | 10 | 150 | - | - | - |
20 | 70 | - | - | - | 1 |
20 | 20 | - | - | 1 | - |
25 | 30 | 60 | - | 1 | - |
15 | 40 | 50 | - | - | - |
25 | 60 | - | - | - | 1 |
30 | - | 10 | - | - | - |
20 | - | - | 1 | - | - |
30 | 140 | - | - | - | - |
35 | 70 | - | - | - | 1 |
30 | 40 | - | - | 1 | - |
30 | - | - | 1 | - | - |
25 | 80 | - | - | 1 | - |
20 | 60 | - | - | 1 | - |
15 | 100 | - | - | 1 | - |
20 | 50 | - | - | 1 | - |
30 | 120 | - | - | - | - |
25 | 60 | - | - | 1 | - |
30 | 40 | - | 1 | 1 | - |
Сбросил серийно 2 бомбы |
Таблица №2.
Бомбы ФАБ-250 со взрывателем АВ-87, замедление 7 сек
Из приведенной таблицы видно, что из 22-х сброшенных бомб имеются три прямых попадания, 11 попаданий с рикошета и 3 взрыва под килем – всего 17 поражений цели, что составляет 78%.
Причем 2 случая попаданий и рикошета не засчитаны, так как высота рикошета достигала 15-20 метров и бомба по всей вероятности перелетела бы через корабль-цель, хотя высшая точка траекторий бомбы была не над щитом.
Из таблицы №2 видно, что в основном все бомбы падали с недолетом. Этот факт обуславливается заданием. <.. >
Таблица показывает, что при топмачтовом бомбометании возможны три вида поражения цели:
На первом виде поражения цели останавливаться нет смысла, так как действия довольно ясны.
Попадание с рикошета, если оно происходит при первом рикошете довольно эффективно и равноценно прямому попаданию. В этом случае скорость бомбы почти равна скорости самолета и бомба с полной гарантией пробьет борт корабля-цели. Лучше если бомба поражает цель в первой половине рикошета, что в большинстве случаев наблюдалось.
Интересный вывод можно сделать из последнего бомбометания таблицы №2. В данном случае при серийном бомбометании мы наблюдали 2 вида поражения цели. Первая бомба, упавшая с недолетом 40 метров поразила цель с рикошета, а вторая бомба поразила цель прямым попаданием. Из этого случая можно сделать вывод, что при серийном бомбометании (серия из 4-х бомб) можно ожидать, как минимум 50% попаданий из общего количества бомб в серии.
Взрыв под килем происходит в двух случаях:
а) Бомба падает в 10-15 метрах от корабля и не рикошетирует, в этом случае она движется в воде и тонет под кораблем и если длина корабля порядка 60 метров и более, то взрыв происходит под килем последнего.
Данный вид поражения будет эффективным, если глубина места не достигает более 15 метров.
б) Бомба после первого рикошета упала в 10-15 метрах от корабля. В этом случае бомба движется в воде и взрывается под килем корабля, характер и эффект поражения такой же, как и в первом случае.
Из рассмотренных видов поражения цели мы видим, что все они являются довольно эффективными и в большинстве случаев приводят корабль-цель к гибели, или наносят ему серьезное повреждение. <...>
Уклонение бомб по направлению при данном виде бомбометания почти не происходит. Из всех сброшенных бомб не наблюдалось значительного рассеивания по направлению. Все бомбы, как правило, попадали в среднюю часть щита ±6 м.
При топмачтовом бомбометании упрощается вопрос учета скорости корабля-цели вследствие малого времени падения бомбы. <...>
Сближение с целью на боевом курсе при атаке движущего корабля следует выполнять способом прямого сближения, т. е. до момента сбрасывания все время удерживать нос самолета на выбранную точку прицеливания. <...>
Прямое сближение при атаке движущегося корабля
Предоставил Алексей Едаменко
К началу страницы |