Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ

Беседы с ветеранами МТА КБФ


Стерликов Николай Алексеевич

Старший механик самолета A-20G «Бостон» 51-го МТАП

  Машина командира полка Орленко
A-20G-35-DO + кабина штурмана в носовой части
Бортовой номер 51, заводской 43-10067

 
  • Учеба и работа после училища
  • Первые месяцы в полку
  • Структура 51-го МТАП
  • Конструкция и эксплуатация «Бостонов»
  • Внешний вид и окраска самолета
  • Аэродромы базирования
  • Люди и события
  • Структура 51-го мтап

    bellabs:
    Расскажите, пожалуйста, подробнее о структуре полка.

    Стерликов:
    Во-первых, это человек 400 людей. Полк имел 3 эскадрильи и звено управления. В каждой эскадрилье по три звена. Звено три самолета, в эскадрилье значит 9.

    bellabs:
    Сколько примерно самолетов были небоеспособны из-за повреждений?

    Стерликов:
    Выходили из строя примерно 1-3 самолета на эскадрилью.

    bellabs:
    А если теряли самолеты – как быстро вы получали новые машины? Периодически пригоняли большую партию или постоянно понемногу?

    Стерликов:
    Постоянно – и самолеты и экипажи новые из училищ.

    bellabs:
    Сколько самолетов в звене управления?

    Стерликов:
    В звене управления – три. Командир, его заместитель по летной части и заместитель по оперативной подготовке. Я сразу волей судьбы попал на командирский самолет.

    bellabs:
    Итак, у нас получается, что в полку должно быть около 30 самолетов [ по данным из книги «"Бостоны" в Советском Союзе», реально на 1 января 1945 г. в 51-м полку было 24 A-20G ]. У каждого самолета экипаж 3 человека (летчик, штурман и стрелок-радист) – итого около 90 человек летного состава. Далее – технический состав. Как он подразделялся?

    Стерликов:
    Во главе всего технического состава инженер полка, был такой Яковлев. На сколько я понимал, инженер полка отвечал за все инженерное обеспечение и за грамотность и правильные действия инденерного состава. Кроме того, был инженер полка по ремонту – Захаров. Был инженер полка по вооружению, как же его фамилия... И инженер полка по приборам и еще по радио. Инженер полка по минно-торпедному оружию.

    bellabs:
    То есть инженер полка по вооружению занимается только стрелковым вооружением?

    Стерликов:
    Стрелковым и бомбовым. А, да, по вооружению был Киселев и по минно-торпедному тоже Киселев, однофамилец. Этот Киселев, что по вооружению, был штрафником. Он в 1-м гвардейском [ 1-й ГМТАП ] служил, и его специалисты, ну плохо обучены видимо, когда подвешивали бомбу, подорвали себя и весь самолет. И вот, его посадили в тюрьму, он сидел под следствием полгода, наверное. И вот после этого он был назначен к нам.

    В звене управления какой состав был. Значит, техники самолетов. На командирской машине: Стерликов главный, у него был заместитель, Савин Павел Александрович. Моторист был Рудоквас Жора, с Украины, тоже штрафник. Его отец был большим начальником железнодорожным, на станции Синельниково работал, Жора этим гордился и в разговорах часто вспоминал.

    bellabs:
    А как официально называлась ваша должность, техник самолета?

    Стерликов:
    Я был техник самолета по должности, но так как из училища был выпущен в 1941 в звании «сержант», а в 1943 в звании «старшина», то по документам именовался «старший механик». По всем нормативам и инструкциям, я был хозяин самолета и без моего ведома никто не имел права трогать самолет. Когда самолет был готов к полету, я под роспись сдавал его командиру экипажа. Обо всех выполненных работах я делал записи в формуляр самолета. Летал без парашюта.

    Вот, значит, мы разобрались – техник или старший механик, второй механик и моторист.

    bellabs:
    Значит в полку на каждый самолет приходилось по три человека технического состава? Получается трижды тридцать – 90 человек, это техники самолетов.

    Стерликов:
    Это эксплуатация. Дальше. К звену управления относился, кроме трех самолетов, учебный самолет По-2, там был механик Рожков Иван Евпатьевич, украинец из Николаева и Ваня Печкуров – второй человек. Во главе звена управления техник звена был, Степан Лихачев, из Ростова.

    bellabs:
    Кто есть еще помимо группы эксплуатации?

    Стерликов:
    В каждой эскадрилье был инженер эскадрильи, который ведал всем хозяйством. И были еще техники звеньев, поскольку в эскадрильях было еще по три звена. Инженер полка реализовывал все технические вопросы через этих людей. В звене управления был еще ПАРМ – передвижная авиаремонтная мастерская. Инженер по ремонту ведал всеми ремонтными работами, как с помощью ПАРМа, так и с помощью технического состава.

    bellabs:
    Были, как мы понимаем, еще прибористы, вооруженцы.

    Стерликов:
    В каждой эскадрилье были специалисты по вооружению, называется мастер по вооружению, 4-5 человек, и по приборам, человека 3.

    bellabs:
    Давайте тогда снова посчитаем, на каждую эскадрилью: инженер, три техника звеньев, 4-5 вооруженцев и 3 прибориста. Итого 11-12 человек на эскадрилью, ну около 40 на полк. Всего мы насчитали в полку 90 + 90 + 40 = 220 человек. Кого мы еще не учли?

    Стерликов:
    Штаб. Там: начальник штаба, у него заместитель по строевой, по оперативной подготовке, по политчасти и еще был парторг. Офицер СМЕРШ – майор Абалаков. Писарь – Филимонов, который живой сейчас, он был писарем полка. Всегда: я тебя представил к награде, имей ввиду :) Он же оформляет все документы.

    Была фотолаборатория, там 6 человек. Радиоцентр – вот тут я не знаю сколько человек. Это передвижная радиостанция, которая на КП была всегда, там шофер, радисты, телеграфисты, наверное, человек 9-10.

    bellabs:
    Это суммарно еще человек 30, всего в полку 250. Были ли резервные экипажи?

    Стерликов:
    Были, по эскадрильям. Но не так, что у каждого экипажа с машиной есть запасной без машины.

    bellabs:
    А как менялась описанная Вами структура полка – это поздняя структура, сложившаяся к концу войны или она была постоянной?

    Стерликов:
    Я думаю, что она была постоянная. Единственное, в самом начале, когда формировали, не все звенья были сразу заполнены.

      К началу страницы