Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ

Беседы с ветеранами МТА КБФ


Перламонов Семен Григорьевич

Механик по спецоборудованию 2-й эскадрильи 51-го МТАП

   
  • До прибытия в 51-й МТАП
  • Работа технической службы полка
  • Спецоборудование самолета «Бостон»
  • Обслуживание спецоборудования
  • Работа технической службы

    Перламонов:
    Как только начал формироваться 51-й полк, меня командировали. Там был аэродром, была разбитая машина... «не-раз-бившийся» «Бостон», как мы в стихах... :-)

    Дело было утром рано, посадили капитана.
    Был ему урок прочитан о машине боевой.
    Как крутить краны бензина на машине вот такой...

    В общем, там стишок такой. Это Вовка Орлов в основном – очень талантливый парень был...

    Так вот, на этом разбившемся «Бостоне» мы учились.

    bellabs:
    А кто учил, инженер полка?

    Перламонов:
    Техники уже знали немного. Инженер полка по спецоборудованию. Уже схемы были.

    bellabs:
    А какая вообще была литература? Вы язык знали?

    Перламонов:
    Нет, конечно. Схемы разбирали. Управление фарами там...

    bellabs:
    А был вообще человек, который мог читать по-английски, или просто схемы разбирали?

    Перламонов:
    В основном по чертежам, они довольно простые.

    bellabs:
    Вы попали в какую эскадрилью?

    Перламонов:
    Во вторую.

    bellabs:
    Вы обслуживали всю эскадрилью?

    Перламонов:
    Да, 10 машин. У меня были мастера еще в подчинении. На каждого мастера 2-3 машины.

    bellabs: Кто был Ваш прямой начальник?

    Перламонов:

      Инженер полка по спецоборудованию – у него было 3 техника [ эскадрильи ], они только руководили. У каждого техника был механик, а у каждого механика было 3-4 мастера. Я был механик эскадрильи по спецоборудованию. Техником нашей эскадрильи был Сиволапов. Хороший человек был, мы с ним очень хорошо общались. Главное – что он мне доверял. Мне он вообще-то не так нужен был, как я ему – потому что я в основном и занимался эксплуатацией.

    Мастера осуществляли подготовку самолетов эскадрильи. Если что-то не в порядке – докладывали мне. Я иду, разбираюсь, и мы вместе с мастером устраняем неисправность.

    bellabs:
    А какова была, по Вашим воспоминаниям, загрузка наземного персонала? Вылеты ведь не каждый день?

    Перламонов:
    Во время войны почти каждый день мы были на аэродроме. Обслуживание самолетов, профилактика.

    bellabs:
    Насколько тесно вы общались с другими эскадрильями?

    Перламонов:
    Когда какие-то неприятности и большие работы в других эскадрильях, инженер полка приходил ко мне и говорил: Семен! Пойди – помоги. У меня какой-то нюх был на отыскание неисправностей. Я часто помогал – советом, и в 1-й эскадрилье и в 3-й. Приходил, начинали анализировать почему не работает тот или иной агрегат. Я говорю: Ребята – посмотрите там, посмотрите там.

    bellabs:
    С кем-нибудь из летного состава Вы общались?

    Перламонов:
    Конечно, со всеми общались. С некоторыми на «ты». Мы же были примерно одного возраста. Я помню случай, когда они летали на Либаву. А Либава было дело очень суровое. Как я могу забыть: молодой парень, летчик, открывает кабину, протягивает конверт: в случае чего – отправь... Да ты что!.. Ну, слава богу, прилетел... Там довольно много самолетов потеряли. Говорили даже, что в порту хвост самолета торчит из воды. Может это была легенда, но, во всяком случае, летчики туда боялись летать.

    bellabs:
    Вы когда-нибудь обсуждали с летным составом боевые действия или что-нибудь подобное?

    Перламонов:
    Нет конечно, только по техническим вопросам.

    bellabs:
    А жили как?

    Перламонов:
    Жили тоже отдельно. Механики и техники отдельно, а летчики отдельно. И питались тоже отдельно. У них была 6-я А норма, а у нас – 6-я Б норма.

    Предзимнюю подготовку летный состав вместе с нами делал. Оборачивали трубы там всевозможные утеплителями. Ходили на аэродром вместе с нами и под нашим руководством это делали. Ну, в основном это двигатели, электрической частью не занимались.

    bellabs:
    А каковы были бытовые условия для технического состава? Как, например, вы спали?

    Перламонов:
    У меня был канадский спальный мешок.

    bellabs:
    Он входил в число вещей, поставлявшихся вместе с самолетом?

    Перламонов:
    Нет. Мы относились к отделу кадров офицерского состава, и нам выдали – старшим сержантам и выше. Где-то в 44-м, ближе к зиме. Меховой мешок, мех внутрь, и мех обтянут байкой темно-серой.

    bellabs:
    Насколько я понимаю, на разных аэродромах вы размещались по-разному?

    Перламонов:
    В основном в палатках. Большие палатки, отапливались одной печуркой – правда, она мало что давала. Там мы спали на лапнике. Раздеваешься до трусов... ну, трусов не было – были кальсоны белые. Шмыгнешь в этот мешок, затянешь молнию, оставляешь только чтоб дышать.

    bellabs:
    Он достаточно теплый был?

    Перламонов:
    Очень теплый. Прямо на снег можно было ложиться.

    Вот о чем я жалею – когда я демобилизовался, старшина у нас у всех эти мешки отобрал. Форму нам оставили, обычную, а банкетную тоже отобрали – пиджак, брюки, рубашка галстук.

    А так, когда перебазировались – мешок скрутишь, в гаргрот в ноги бросишь или прямо на нем ложишься.

    bellabs:
    То есть это было самое ценное Ваше имущество.

    Перламонов:
    Да. Остальное имущество я клал в бомбоотсек – оборудование каптерки, проверочные устройства и т.д.

    bellabs:
    А землянки вы рыли?

    Перламонов:
    На аэродроме в Паневежисе мы с Вовой Орловым – механиком эскадрильи по вооружению – и с нашей командой прибористов и вооруженцев построили землянку. Большую такую, у нас там были нары.

    bellabs:
    На сколько человек?

    Перламонов:
    У меня было 5 мастеров, я – шестой. И у Вовы было человек 6.

    bellabs:
    То есть землянка на дюжину человек примерно.

    Перламонов:
    Да. Там была печка, мы сложили из кирпича. Труба была асбоцементная.

    bellabs:
    А откуда взяли материалы?

    Перламонов:
    Да там валялись – немцы же руками наших пленных строили аэродром. Там еще клуб был хороший, примерно в полукилометре от аэродрома – я помню, мы там отмечали Новый год [ 1945-й ], меня пригласили оформлять елку, лампочки всякие...

      К началу страницы