Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ

Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне

Храмов Ю.В.

Полковник в отставке, профессор, доктор военно-морских наук

Заключение

|171| Морская авиация внесла значительный вклад в боевую деятельность флотов, в разгром фашистской Германии и милитаристской Японии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В ожесточенных боях с сильным и опасным противником был накоплен бесценный опыт тактического и оперативного использования разведывательной, минно-торпедной, бомбардировочной и истребительной авиации. Рассмотренные эпизоды и примеры раскрывают этот опыт далеко не полностью, они лишь дают возможность проследить развитие тактики авиации ВМФ, зависимость ее от конкретных условий действий и характера боевых задач.

Воздушная разведка велась с первых дней войны одиночными самолетами и парами самолетов специального типа. С возрастанием противодействия истребителей противника самолеты-разведчики стали действовать под прикрытием истребителей. Начиная с 1942 г., после принятия на вооружение истребителей с большим тактическим радиусом, воздушная разведка выполнялась самолетами-истребителями.

На заключительном этапе войны наряду с последовательными вылетами одиночных самолетов на воздушную разведку широко практиковалась разведка несколькими самолетами с истребительным прикрытием одновременно нескольких целей.

Бомбардировочная авиация в первые месяцы войны действовала преимущественно одиночными и малыми группами самолетов, последовательно нанося удары по избранным целям с индивидуальным прицеливанием. С получением более совершенной авиационной техники и количественным ростом бомбардировочной авиации ее экипажи перешли к групповым ударам подразделениями и частями. |172| Пикирование выполнялось парами, звеньями и эскадрильями. Основным способом боевых действий были сосредоточенные (одновременные) удары. Это упрощало организацию выполнения совместных ударов, сокращало время на сбор бомбардировщиков после атаки, облегчало организацию истребительного обеспечения.

В связи с большими потерями транспортов от ударов минно-торпедной авиации противник дневные перевозки стал осуществлять конвоями, имевшими сильные зенитные средства. Это потребовало подавления ПВО и нанесения сосредоточенных ударов смешанной группой самолетов по предварительно обнаруженным воздушной разведкой конвоям. С учетом особенностей обстановки был разработан и нашел активное применение новый способ бомбометания по морским целям с бреющего полета – топ-мачтовый. Наибольшая эффективность достигалась при нанесении ударов с нескольких направлений.

Удары смешанными группами, состоявшими из торпедоносцев (бомбардировщиков) и штурмовиков, преобладали в действиях авиации Северного и Черноморского флотов. На Балтике основным способом действий минно-торпедной авиации были крейсерские полеты одиночных торпедоносцев ("свободная охота"), имевшие целью самостоятельный поиск транспортов противника и нанесение по ним торпедных ударов.

С осени 1944 г. в действиях по конвоям на Балтике преобладали одновременные удары группами топмачтовиков (бомбардировщиков) и торпедоносцев.

В некоторых случаях по крупным и хорошо защищенным с воздуха объектам наносились последовательные (эшелонированные) удары разнородными силами авиации. Штурмовая авиация в начале войны наносила одиночные удары малыми группами, а затем, по мере накопления боевого опыта и увеличения количественного состава, перешла к эшелонированным действиям одновременно несколькими группами.

С осени 1943 г. штурмовики стали наносить массированные бомбово-штурмовые удары. При этом их боевой порядок состоял из ударной группы и группы обеспечения. Главной задачей последней было подавление сил и средств ПВО. Если в первый период войны штурмовая авиация действовала преимущественно самостоятельно, включая поиск целей для удара, то в последующем ее вылеты обеспечивались воздушной разведкой и истребительным сопровождением. |173| Это снижало потери и повышало результативность ударов штурмовиков.

Активно использовались малые высоты, набор высоты осуществлялся «горкой». Нанесение ударов с пикирования начиналось пуском реактивных снарядов и открытием пушечно-пулеметного огня. Бомбы сбрасывались перед выходом из пикирования. При встрече с истребителями противника штурмовики, имевшие высокие маневренные качества и огневую мощь, вступали в воздушный бой.

Повышение эффективности ударов штурмовой авиации было связано с постоянным развитием способов боевых действий и тактических приемов, включая активное применение топ-мачтового бомбометания при ударах по кораблям.

В течение всей Великой Отечественной войны развивались и совершенствовались тактические приемы истребительной авиации. В первый период войны для компенсирования недостатков отдельных устаревающих истребителей при выполнении боевых задач в их тактические группы включались разнотипные самолеты.

В 1942 г. в истребительной авиации наметился переход от звена-тройки к четырехсамолетному звену, которое состояло из двух пар, действовавших в расчлененных боевых порядках на увеличенных дистанциях. Пара истребителей стала основной огневой единицей в воздушном бою.

С появлением новых скоростных истребителей в характере воздушного боя произошли изменения. Основным тактическим приемом стало ведение воздушного боя с активным применением вертикального маневра. Располагая преимуществом в высоте, скорости и маневренности, истребители могли атаковать самолеты противника с задней полусферы и открывать огонь с малых дистанций.

Осуществляя прикрытие своих аэродромов, истребители выходили на перехват неприятельской авиации из положения «патрулирование в воздухе» или «дежурство на аэродроме».

Для обеспечения действий других родов авиации вместо общей группы сопровождения стали формироваться группы непосредственного прикрытия и группы воздушного боя. Это значительно повысило эффективность действий обеспечивающих истребителей. Сопровождение как форма обеспечения ударной и разведывательной авиации стало дополняться другими способами обеспечения: блокированием неприятельских аэродромов истребительной авиации, встречей наших самолетов на заданном рубеже, расчисткой воздушного пространства в районе нанесения удара и т. д.

|174| Обеспечение боевых действий торпедоносцев (топмачтовиков) и штурмовиков при нанесении ими ударов с малых высот потребовало от летчиков-истребителей высокой техники пилотирования на малых и предельно малых высотах, повышенной осмотрительности, точности ведения прицельного огня и обязательного эшелонирования боевых порядков по высоте.

Действия истребителей большими группами вызвали необходимость применения такой тактической формы, как групповой воздушный бой.

На заключительном этапе Великой Отечественной войны на всех флотах основным способом боевых действий стало массированное применение авиации в одновременных комбинированных ударах по крупным военно-морским базам (портам) противника, группировкам кораблей и конвоям в море. В этих ударах участвовала минно-торпедная, бомбардировочная, штурмовая и разведывательная авиация, надежно прикрываемая истребителями. Особенно массированными действиями отличались удары по вмб Котка, Констанца, Либава, Пиллау.

Главными принципами использования авиации ВМФ были массирование усилий на наиболее важных направлениях, экономия сил, скрытность подготовки действий и внезапность нанесения ударов.

Опыт войны показал, что совершенствование и отработка новых тактических приемов при массированном использовании разнородных сил авиации в одном ударе значительно повышают их боевые возможности, особенно в условиях мощной противовоздушной обороны, включающей истребители.

В ходе войны определилась роль авиации в боевых действиях на море. По характеру решаемых задач и результатам боевых действий авиация ВМФ являлась главной силой флота. На ее долю приходится около 57% транспортных и более 66% боевых и вспомогательных кораблей, потерянных врагом от воздействия сил флота в целом.

В течение Великой Отечественной войны морские летчики совершили более 350 тыс. самолето-вылетов, сбросили на врага свыше 40 тыс. т бомб и 1370 торпед, поставили 2425 мин, потопили 792 и повредили около 700 кораблей и транспортов противника с десятками тысяч вражеских солдат и офицеров, а также сотнями тысяч тонн всевозможных грузов. Ударами с воздуха уничтожены и повреждены сотни орудий, танков, автомашин и другой боевой техники врага, поражено много живой силы. |175| В воздушных боях сбито и на аэродромах уничтожено 5500 самолетов противника.

Морские летчики показали образец выполнения патриотического и воинского долга. Они сражались дерзко, самоотверженно, нередко выходили на таран самолетов врага. Подвиг Н.Ф. Гастелло повторили В.А. Беликов, В.Н. Каштанкин, А.А. Баштырков, Б.П. Сыромятников, В.Н. Киселев, В.П. Носов, M.E. Янко и другие. Несгибаемую волю проявили флотские Маресьевы: североморец 3.А. Сорокин, балтиец Л.Г. Белоусов, черноморец И.С. Любимов.

За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и японскими милитаристами, 241 авиатору присвоено звание Героя Советского Союза, а пятеро из них – подполковник А.E. Мазуренко, полковник В.И. Раков, подполковник Б.Ф. Сафонов, подполковник Н.Г. Степанян и полковник Н.В. Челноков удостоены высокого звания Героя дважды.

25 соединений и частей авиации ВМФ преобразованы в гвардейские, 50-награждены орденами Красного Знамени (семь из них – дважды), 41 – получили почетные наименования.

В послевоенное время в морской авиации произошли большие изменения. Она стала сверхзвуковой, ракетоносной, всепогодной, высокомобильной и высокоманевренной. На вооружение приняты самолеты палубного базирования, способные решать широкий круг боевых задач на большом удалении от побережья. Однако успешное решение задач боевой подготовки, как и прежде, во многом зависит от организации и обеспечения каждого учебного вылета и удара, умелого взаимодействия сил и четкого управления ими, высокой летно-тактической подготовки личного состава.

|176| Знакомство с приведенными в книге эпизодами из боевых действий должно помочь молодым авиаторам армии и флота в изучении боевого опыта морской авиации, развитии тактического мышления, творческом применении отработанных приемов и методов в боевой подготовке с учетом возможностей современной авиационной техники.

Многие эпизоды являются примерами мужества и стойкости, проявленных летчиками-моряками в грозные годы войны с фашизмом.

  К началу страницы