Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ

А.Ф. Калиниченко

Удары бомбардировщиков

Крылья Балтики. – Калининград, 1979.

А.Ф. Калиниченко – полковник запаса, бывший заместитель командира эскадрильи
12-го гвардейского пикировочного авиационного Таллинского Краснознаменного ордена Ушакова полка.


[ Потопление крейсера ПВО «Ниобе» ]

|136| В июле 1944 года было произведено два налета на вражеский крейсер ПВО «Ниобе» в военно-морской базе Котка. Первый самостоятельный налет 30 пикировщиков, совершенный 12 июля, положительных результатов не дал – крейсер «Ниобе» был хорошо прикрыт силами и средствами ПВО. Стало ясно, что успеха в его уничтожении можно добиться только путем проведения массированного налета с использованием различных родов авиации. Поэтому во втором налете 16 июля принимали участие 132 самолета от семи авиационных полков:

  • ударная группа – 22 Пе-2 от 12-го гвардейского пикировочного бомбардировочного авиаполка и четыре топмачтовика от 51-го минно-торпедного авиаполка;
  • группа подавления огня зенитной артиллерии – 24 Ил-2 от 47-го штурмового авиаполка;
  • группа сопровождения бомбардировщиков и штурмовиков – 30 Як-9 от 21-го истребительного Краснознаменного авиаполка, 24 ЛаГГ-3 от 9-го и 11-го истребительных авиаполков;
  • группа блокирования аэродромов и вытеснения истребителей противника – 16 Ла-5 от 4-го ГИАП;
  • группа демонстративных действий и наведения топмачтовиков из шести Пе-2 от 12-го гвардейского пикировочного бомбардировочного авиаполка;
  • |137| группа разведки и фотоконтроля результатов удара из шести Як-9 от 15-го отдельного разведывательного авиаполка {Отд. ЦВМА, ф. 46. д. 25795, л. 7; ф. 6, д. 39231, лл. 107-113}.

Первыми над целью появились истребители 4-го гвардейского истребительного авиаполка. Они заблокировали аэродром и не допустили взлета вражеских истребителей. Затем к порту подошли на малой высоте штурмовики и начали атаки батареи зенитной артиллерии. В это время на большой высоте с противозенитным маневром к крейсеру подошли три группы пикирующих бомбардировщиков, возглавляемых Героем Советского Союза В. И. Раковым, в сопровождении истребителей П. И. Павлова. Флагманский штурман С. С. Давыдов осуществил наводку и подал команду на переход в пике. За ведущим устремились звенья, ведомые К. С. Усенко и П. К. Калашниковым. Сброшенные тремя звеньями бомбы окутали крейсер взрывами.

С другого направления на цель вышла вторая группа пикировщиков, ведомая А. И. Барским. Она тоже удачно атаковала крейсер. Четыре прямых попадания в корабль и около 12 – в зону его поражения – таков итог удара двух групп пикирующих бомбардировщиков.

Третью группу пикировщиков вел на крейсер командир эскадрильи Ю. А. Кожевников. Эта группа самолетов бомб не имела, она выводила топмачтовиков на крейсер и, когда те начали атаку, пикировала на цель и отвлекала на себя весь огонь зенитной артиллерии. В это же время штурмовики Ил-2 подавляли зенитный огонь наземных батарей, расположенных вокруг порта.

По курсу группы самолетов Кожевникова на бреющем полете на цель выходили топмачтовики, ведомые И. Н. Пономаренко. Маневрируя между многочисленными островами и портовыми сооружениями, они пробились сквозь завесу зенитного огня и сбросили шесть тысячекилограммовых бомб, две из которых попали в крейсер. Произошел сильный взрыв, и корабль погрузился на дно.

Один из топмачтовиков атаковал стоявший рядом с крейсером транспорт. Обе сброшенные им бомбы попали в цель, и транспорт взорвался {Отд. ЦВМА, ф. 46, д. 25795, лл. 14-17}.

За эту операцию и другие успехи летчикам И. Н. Пономаренко, И. К. Сачко, И. В. Тихомирову, штурманам С. С. Давыдову и Е. И. Кабанову было присвоено звание Героя Советского Союза, а В. И. Раков удостоен второй медали «Золотая звезда». Первым среди летчиков Краснознаменного Балтийского флота он стал дважды Героем Советского Союза.

[ Бои у полуострова Сырве ]

|138| В Моонзундской операции противник оказал упорное сопротивление на полуострове Сырве. Для помощи войскам он направил в этот район отряд боевых кораблей в составе тяжелого крейсера «Лютцов» и четырех миноносцев. 23 ноября 1944 года корабли подошли к полуострову и открыли артиллерийский огонь по нашим войскам. На их уничтожение вылетели эскадрилья пикировщиков, возглавляемая Героем Советского Союза К. С. Усенко, и звено самолетов-топмачтовиков под прикрытием истребителей. Обнаружив корабли в 10 километрах юго-западнее мыса Свальферот, пикирующие бомбардировщики и топмачтовики нанесли совместный удар, в котором повредили крейсер и потопили один миноносец {Отд. ЦВМА, ф. 122, д. 18676, л. 67}.

|139|Через некоторое время крейсер и три миноносца вновь начали обстреливать побережье. Группа пикировщиков К. С. Усенко вторично вылетела на задание. Вместе с ней на этот раз действовали две группы штурмовиков под прикрытием истребителей. В атаку для подавления зенитного огня кораблей пошли штурмовики первой группы. Через минуту удар с горизонтального полета нанесли бомбардировщики. За ними через две минуты вторая группа штурмовиков нанесла бомбоштурмовой удар и повредила два корабля. Отряд боевых кораблей был в основном разгромлен. Его остатки под покровом ночи отошли от полуострова {Отд. ЦВМА, спецфонд, инв. №360, лл. 466, 548, 576; инв. №361, л. 31}.

[ Налеты на Либаву ]

|140| Принимая участие в выполнении боевых задач в Таллинской и Моонзундской операциях, 73-й БАП [ в тот момент уже 12-й ГБАП ]совместно с другими родами авиации флота периодически проводил удары по противнику в Либаве. Первые два удара по порту Либавы были нанесены 16 сентября 1944 года с аэродрома Паневежис. Утром бомбардировщики, ведомые В. В. Лазаревым, под прикрытием истребителей совершили первый налет на Либаву. Они потопили три подводные лодки и транспорт в 5 тысяч тонн водоизмещением, а также нанесли крупные повреждения портовым сооружениям {Отд. ЦВМА, ф. 122, д. 18675, л. 72}.

Во второй половине дня три группы «петляковых», возглавляемых дважды Героем Советского Союза В. И. Раковым, под прикрытием истребителей 21-го истребительного Краснознаменного авиационного полка (ведущий Б. М. Сушкин) повторили удар. На подходе к цели бомбардировщики были встречены сильным огнем зенитной артиллерии, и самолет А. А. Цеина был подбит. Удержав машину в горизонтальном полете, летчик сбросил бомбы на цель, затем перетянул через линию фронта и произвел вынужденную посадку с убранными шасси. Через два дня экипаж невредимым пришел в свою часть.

Остальные бомбардировщики, преодолевая зенитный огонь, с пикирования звеньями нанесли бомбовый удар по порту и потопили транспорт, подводную лодку, плавучий док, а также повредили транспорт, разрушили два пирса, вызвали шесть очагов пожара. После выхода из пикирования бомбардировщики еще не успели собраться в строй, как были атакованы четырьмя группами истребителей по восемь ФВ-190 в каждой. Завязался тяжелый воздушный бой, который продолжался около 20 минут. Фашистские летчики нападали на отдельные звенья бомбардировщиков плотным строем на большой скорости и открывали огонь одновременно четырьмя истребителями. В результате нескольких атак были сбиты экипажи Е. А. Чиркова, А. П. Бомбина, А. М. Пишикина и А. В. Гусева. Но, несмотря на ожесточенность воздушного боя, бомбардировщикам все же удалось собраться в общий строй и организованно отразить все последующие атаки вражеских истребителей. |141| Огнем своих пулеметов штурманы и воздушные стрелки-радисты сбили шесть ФВ-190. Противник наращивал силы, но наши летчики-истребители противопоставили ему подлинный героизм и отвагу, что позволило при защите бомбардировщиков нашим истребителям сбить одиннадцать ФВ-190 {Отд. ЦВМА, ф. 122, д. 18635, л. 14; д. 18599, лл. 624, 625}.

Когда воздушный бой стал утихать, внезапно ударили зенитки. Снаряд разорвался под самолетом ведущего группы В. И. Ракова и повредил бензосистему. За самолетом потянулся белесый след – из баков вытекал бензин. Над линией фронта кончилось горючее, и машина пошла к земле. И все-таки, проявив выдержку и исключительное летное мастерство, В. И. Раков посадил «петлякова» на запасной аэродром. Вместе с ним произвели посадку еще два подбитых бомбардировщика, на одном из которых был убит в воздушном бою стрелок-радист В. А. Романов, а летчик А. Ф. Калиниченко и штурман М. Г. Губанов тяжело ранены.

|142| Налеты на Либаву 16 сентября показали, что преодолеть вражеские средства ПВО можно только массированным применением бомбардировщиков во взаимодействии с другими родами авиации.

Всего в сентябре–декабре 1944 года пикирующие бомбардировщики произвели девять налетов на порт Либава, пять из которых выполнялись во взаимодействии со штурмовиками и топмачтовиками при обеспечении истребителей прикрытия. За это время только бомбардировщики совершили 262 самолето-вылета и потопили три подводные лодки, семь транспортов, два сторожевых корабля, буксир, танкер, повредили подводную лодку, 12 транспортов и один плавдок. В воздушных боях они сбили девять ФВ-190 и один Me-109 {Отд. ЦВМА, ф. 122, д. 36486, лл. 427-430}.

  К началу страницы