Ружейные пули Крымской войны 1854-55 гг.

Исследуем пули

В 2009 году в сети появились снимки необычного артефакта Крымской войны.

Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Две столкнувшиеся пули.
Найдены в районе Федюхинских высот.
Источник: Алексей (aka vau) на forum.violity.kiev.ua

Почти сразу в сетевых комментариях родилась романтическая версия «столкнулись в воздухе русская и французская пули», фотографии были многократно растиражированы в русскоязычном сегменте и даже появились на сайте dailymail.co.uk (без ссылки на автора находки и фотографий). Впрочем, предложенная версия скорее всего ошибочна – наверняка не «русская» и не «в воздухе».

Анализ. Этап 1

Вероятность столкновения пуль в воздухе намного меньше вероятности попадания в покоящуюся пулю. Чтобы пули столкнулись в полете, они должны оказаться в одной точке в одно и то же время; если же одна из пуль покоится, то вторая может врезаться в нее в любое время. Сосредоточенный огонь часто направлен на один и тот же участок поверхности земли, но при этом у всех пуль, попавших в данное место, траектории были разные – то есть вероятность столкновений резко концентрирована на участке, по которому ведется огонь. Покоящаяся пуля может быть либо неиспользованной вражеской, лежащей на бруствере или в патронной сумке, либо своей же, выпущенной ранее и застрявшей в мягком грунте или мешке с песком и поэтому избежавшей сильного разрушения.

На представленных фотографиях достаточно подробно видна только одна из пуль – французская пуля Тамизье. Судя по вмятине на донышке, она плющилась о стержень ударами шомпола – значит скорее всего вылетела из ствола. О второй пуле можно сказать лишь, что она близка первой по массе и также обладает тремя круговыми поясками – весьма похоже, что это тоже пуля Тамизье. Из более-менее распространенных русских пуль под эти признаки примерно подходит только пуля Петерса (бельгийская), но у нее шире пояс, ближайший к донышку и стенки настолько тонки, что были бы разорваны в клочья при столкновении.

Очевидно, что для проверки наших гипотез необходимо взглянуть на донышко пули №2.

Анализ. Этап 2

Алексей, автор находки, любезно откликнулся на нашу просьбу и предоставил недостающую фотоинформацию.

Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Пуля №1

Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Пуля №2

Делаем вывод: вторая пуля – тоже Тамизье, нет других кандидатов с плоским дном и тремя поясками.
Вылетала ли пуля №2 из ствола или была неповрежденной до столкновения?

Увеличить изображение в отдельном окне    

Сравним донышки. У пули №1 на достаточно гладком дне ясно виден след от штыря, о который она плющилась. У пули №2 задняя часть выглядит иначе – она покрыта многочисленными мелкими вмятинами и равномерно вогнута. Можно предположить, что эта пуля в момент столкновения находилась в грунте, частицы которого отпечатались на поверхности. Если две однотипные пули столкнулись бы в воздухе, их деформации были бы примерно одинаковы. Однако заметно, что у пули №2, после столкновения вероятно тормозившей дном о грунт, крайние слои свинца двигались сильнее, и донышко приобрело вогнутую форму. След от штыря, если он и был, теперь разглядеть сложно.

Увеличить изображение в отдельном окне    

Однако на боковых поверхностях второй пули можно разглядеть полосы, похожие на следы от нарезов. Штуцер Тувенена имел четыре нареза в канале ствола – и полосы, которые мы видим, располагаются как раз примерно под углом 90°. На фотографии с другой стороны пули ясных полос не видно, но по мнению Алексея там можно рассмотреть еще два симметрично расположенных следа.

Итак, можно предположить, что пуля №2 также вылетела из ствола.

Кем использовались пули Тамизье или аналогичные? Помимо французов, их применяли в армиях Сардинии и Турции, союзников Франции в Крымской кампании – то есть столкновение таких пуль в воздухе должно было означать ведение «дружественного огня», причем встречного. Таким образом, вероятность не то что столкновения в воздухе, а просто встречного полета двух пуль Тамизье очень мала.

Использовали ли русские стрелки пули Тамизье или подобные им? В некоторых полках русской армии в очень небольших количествах на вооружении застрельщиков было стержневое ружье Эрнрота обр. 1851 г. – переделка из гладкоствольного пехотного ружья 1845 г. Ружье имело калибр 7,1 линий (18 мм; калибр штуцера Тувенена – 7 линий), 5 нарезов в стволе и конусообразный стержень в казеннике для расплющивания пуль (см. В.Федоров. Эволюция стрелкового оружия. Ч.I, стр.43, 53). Пуля, вероятно, могла быть подобна Тамизье (нет точных данных), но шансов встретиться с таким противником у французской пули было совсем мало, а что еще важнее – на исследуемых пулях не 5, а 4 следа от нарезки.

Итак, наиболее вероятно, что пуля №2, застряв в мягком грунте (и почему-то развернувшись на 180°), приняла на себя удар пули №1. Где и как это могло произойти? Здесь мы погружаемся в мир фантазий. Возможное место – учебное стрельбище, где по относительно малой площади мишени выпускают много однотипных пуль. Другая версия – участок позиции русских войск при штурме Федюхинских высот французами в сентябре 1854 года, когда огонь мог сосредотачиваться на важных участках укреплений.

Больше всего удивляет не сам факт столкновения пуль (попавшие друг в друга свинцовые пули находили в Севастополе и раньше), а их точная направленность друг на друга. Возникает невольное подозрение, что одна из пуль была выпущена в другую специально, с близкого расстояния. Предлагаем, например, такую драматическую реконструкцию, объясняющую, почему пуля №2 встретила пулю №1 лицом к лицу: пуля №2 никуда не вылетала – она была забита в ствол, но отказалась участвовать в бессмысленной бойне и была извлечена при помощи специального «штопора»-выкрутки, а затем поставлена к стенке перед строем и расстреляна за пацифизм :)


Только французская армия за время Крымской кампании выпустила на относительно небольшом пространстве около 28 миллионов (!) пуль. В русской армии был даже организован целенаправленный сбор вражеских пуль для переплавки (ощущалась нехватка свинца, см. В.Федоров. Эволюция..., 59). Остается только догадываться, что испытывали защитники Севастополя под огнем такой плотности. «Потери русской артиллерии в людях и лошадях почти все были от штуцерного огня – из 100 случаев лишь 5 были вызваны действием неприятельских снарядов.» (В.Федоров. Эволюция..., 56)

  К началу страницы